Вариация товара. Создание абсолютно новых товаров, которые меняют поведение покупателей, является нестабильным процессом.
Появление абсолютно новых идей и товаров, как правило, осуществляется нечасто и неравномерно, что может сказываться на жизненном цикле товарной номенклатуры фирмы.
В целях поддержания непрерывности сбыта используется модификация существующих товаров, которая стабилизирует сбыт, а нередко приводит к росту объема продаж и прибылям.
Модификация товара я вляется стратегией, направленной на увеличение продолжительности этапа зрелости товара в его жизненном цикле.
Наряду со стратегиями модификации рынка и модификациями маркетинговых средств, модификация товара нацелена на расширение сферы применения существующих товаров и привлечение новых покупателей.
Чем модификация товара отличается от вариации?
Под вариацией понимают изменение стиля и внешней формы товара, его упаковки, марки товара изменение его наиболее существенных технико-эксплуатационных свойств, характеризующих не изменение состояние товара, а изменение формы и технической оснастки существующего товара.
|
|
Модификация предполагает изменение не только внешних характеристик, но и совершенствование функциональных характеристик.
С точки зрения производителя, вариация способствует формированию оптимального соотношения между затратами, эффектом от использования товара и поведением покупателя.
В этой связи цель вариации не коренное изменение существующей производственной программы, а ее относительно небольшая корректировка.
Благодаря вариации товара фирма развивает свой имидж и формирует имидж фирмы-новатора, что позволяет ей расширить сферу своей деятельности на рынке, завоевать сегменты на готовых рынках.
Кроме того, вариация товара повышает его привлекательность, выделяет его благодаря уникальности и престижности его внешнего оформления.
При разработке концепции вариации товара необходимо обращать внимание на следующее:
- Наличие преимуществ вводимого новшества по отношению к
существующему товару; -Сочетание новшества с опытом потребления товара покупателями, т.е.
совместимость новшества с требованиями потребителя; -Степень усложнения товара в результате усовершенствования, т.к.
излишняя сложность может послужить тормозом к его признанию
потребителем.
Элиминация товара. Эффективная товарная политика предусматривает постоянный контроллинг и регулирование производственной программы и товарного ассортимента предприятия, которые нацелены на предупреждение снижения объема продаж и принятие мер по улучшению товарного ассортимента фирмы на рынке.
|
|
Если фирме не удается стабилизировать положение своего товарного предложения на рынке, то она должна разработать стратегию элиминации товара.
Задача этой стратегии состоит в выделении таких товаров, которые выглядят сомнительными с точки зрения дальнейшей привлекательности на рынке.
При подготовке решений целесообразно проводить анализ положения каждого товара на рынке.
Стратегия элиминации не означает однозначного решения об уходе с рынка или закрытия производства вообще.
Возможны следующие решения: -Выделение «стареющих товаров»; -Разработка мероприятий для функционирования фирмы в условиях стадии
спада; -Изъятие товара из ассортимента и продолжение деятельности с оставшимся
ассортиментом; -Снятие товара с рынка.
При выборе стратегического решения необходимо учитывать то, что производство товара связано с вовлечением различных ресурсов фирмы, а также возможность глубокого изучения сложившейся ситуации.
Возможно обоснование следующих решений: -Увеличение инвестиций для укрепления на рынке; -Локализация инвестиций для выявления определенности экономического
положения в отрасли;
- Переброска инвестиций с менее выгодных рынков в прибыльные линии; -Закрытие производства и ускоренная продажа основных средств.
Для принятия решения об исключении товара из товарного ассортимента рассматриваются следующие возможности:
- Продажа товара другим фирмам (если товар популярен);
- Ускоренная распродажа оставшихся товаро-материальных запасов.
Рис. 17. Схема принятия решений по элиминации товара.
Решения руководства могут быть следующие: -Оставить производство без изменения; -Изменить маркетинговую стратегию; -Продать производство товара другой фирме; -Осуществить ускоренную распродажу оставшихся запасов, продолжая
обслуживать бывших потребителей; -Снять товар с производства и вывести с рынка.