Студенты академической группы делятся на 2 бригады: одна бригада изучает состояние микроклимата в комфортных условиях учебной лаборатории (контрольная группа), вторая - в условиях дискомфортного микроклимата (камеральные условия).
Дискомфортное микроклимат создается искусственно: переохлаждая микроклимат создается в одном из помещений кафедры обычным путем (открываются двери, окна, создаются сквозняки); перегревая микроклимат создается в специальном боксе (дополнительно устанавливают отопительные приборы, повышают влажность воздуха путем испарения воды с открытых поверхностей различных емкостей).
Напряжение процессов терморегуляции изучают в контрольной и подопытной группы дважды: в состоянии покоя, через 10-15 минут адаптации студентов к данным микроклиматических условий, и сразу же после выполнения дозированной работы (15-20 приседаний или 10-15 Оттесняемые на руках от пола и т.д.).
Оценка напряжения процессов терморегуляции осуществляется по следующим клинико-физиологическими показателями:
|
|
1. Температура кожи лица, тыла кисти, грудины, тыла стопы в ° С;
2. Разница температур кожи лица, тыла кисти, грудины, тыла стопы в ° С;
3. Частота дыхания в 1 мин.;
4. Частота сердечных сокращений (пульс) за 1 мин.;
5. Артериальное давление в мм.рт.ст.;
6. Проба на продолжительность произвольной задержки дыхания на глубине вдоха в секундах;
7. Наличие и интенсивность потоотделения кожи лица (описательно или методом Мищука - йодкрохмальна проба, определением электропроводности кожи) в
условных единицах.
Кроме того, студенты контрольной и подопытной группы фиксируют субъективные показатели теплового состояния по шкале: "холодно", "прохладно", "комфортно" или "нормально", "тепло", "жарко", "очень жарко".
Результаты исследований параметров микроклимата и показателей состояния организма заносят в таблицы 2 и 3.
На этой же первой половине занятия студенты переходят к усвоению других методов комплексной оценки влияния микроклимата на теплообмен организма.
В частности, ими должен быть усвоен один из так называемых методов физического моделирования (кататермометрия, фригометрия).
Получив данные о охлаждающую способность окружающей среды (комфортного микроклимата одной из учебных лабораторий и дискомфортного микроклимата, искусственно создается в одном из помещений или боксе кафедры) студенты дают оценку микроклиматическим условиям методом кататермометрии. При этом они пользуются нормативами, приведенными в таблице 1.
Таблица 1.