Конспект лекций
Дисциплина: «Статистика»
Специальность:
Форма обучения:
Содержание
Раздел 1.Теория статистики ……………………………………………………………...Стр. 4
Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики ………………………………………………….4
Тема 2. Источники статистической информации ……………………………………………...6
Тема 3. Сводка и группировка статистических материалов …………………………...……....9
Тема 4. Статистические таблицы и графики …………………………………………………..13
Тема 5. Абсолютные и относительные величины ……………………………………………14
Тема 6. Средние величины и показатели вариации …………………………………………..16
Тема 7. Выборочное наблюдение ……………………………………………………………....36
Тема 8. Способы формирования выборочных с совокупностей ………………………….….39
Тема 9. Ряды динамики …………………………………………………………….……………45
Тема 10. Индексы …………………………………………………………………………….....57
Тема 11. Статистические методы изучения взаимосвязей между социально-экономическими явлениями и процессами ……………………………………….……………63
Раздел П. Макроэкономическая статистика……………………………………………...…69
Тема 1. Статистика населения и трудовых ресурсов ……………………………………….…69
Тема 2. Статистика социально-экономической эффективности
общественного производства ………………………………………………………………..….69
Тема 3. Система национальных счетов ………...……………………………………………....72
Раздел 3. Статистика перерабатывающих производств, коммерции и менеджмента в системе АПК ……………………………………………………………………………….……73
Тема 1. Статистика продукции ………………………………………………………………....73
Тема 2. Статистика численности работников и использования рабочего времени ………....80
Тема 3. Статистика производительности труда …………………………………………….....83
Тема 4. Статистика основных и оборотных производственных фондов ………………..….84
Тема 5. Статистика заработной платы ………………………………………………………....91
Тема 6. Статистика себестоимости продукции ………………………………………………..93
Литература ………………………………………………………………………………….……95
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики.
Понятие и происхождение науки «статистика».
Предмет «статистика» сочетает в себе статистику как науку и статистику, как практику.
Статистика – практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, культуру, политику и другие сферы общественной жизни.
Статистика – это наука, изучающая количественную сторону явлений в жизни общества. Наука и практика тесно взаимосвязаны. Наука основываясь на практических данных разрабатывает методы проведения статистических исследований. Практика не использует эти методы в решениях задач.
Возникновение статистики обусловлено общественными потребностями: подсчет скота, земельных угодий, имущества, численности населения. Основоположником науки считается Петти (середина 17 века), который написал такие труды, как «Политическая арифметика» и «Разное о деньгах».
Другое направление статистики дал немецкий ученый Конринг, который описал систему государственного устройства. Его последователи Ахенваль (профессор философии и права). В 1746г. в Марбургском университете ввел новую дисциплину статистика, которая изучала политическое состояние и достопримечательности государства. Слово статистика происходит от слова статус – государствоведение, т.е. состояние вещей и событий в обществе. Ломоносов в ряде работ рассмотрел вопросы населения, торговли, политики, финансов России. В дальнейшем статистики приобретает математическое направление, в этой сфере работали – Гальтон, Фишер, Митчело и др. И российские ученые - Кирилов, Татищев, Порошин. Адам Смит впервые предложил и обосновал необходимость использования в статистике экономического анализа.
Существует три вида учета:
- оперативно-технический
- бухгалтерский
- статистический.
Статистический учет использует данные оперативно-технического и бухгалтерского учета, а также данные опросов переписи населения текущего учета демографических событий.
Таким образом, статистика это общественная наука, данные которой используются во многих отраслях народного хозяйства, в том числе медицине и юриспруденции.