Аэросани во Второй мировой войне

Моторизированные со­единения Красной Армии, принимавшие участие в Великой Отечественной войне в зимнее время, с ноября 1941 г. по март 1944.

С началом Великой Отечественной войны все имевшиеся аэросани были мобилизованы. В оперативном порядке конструкторы разрабатывали новые машины: транспортно-десантные аэросани НКЛ-16/41 (см. «М-К», 1977, № 10) и НКЛ-16/42, боевые аэросани с бронированным щитом и пулеметной установкой НКЛ-26, ГАЗ-98 (РФ-8), большие десантные аэросани АСД-400.
Прямо из заводских цехов машины уходили в бой. Их действия отличались быстротой и неожиданностью развертывания. Используя скорость и высокую проходимость по снежному бездорожью, они, словно легендарные тачанки, внезапно атаковали застигнутого врасплох противника. Короткие, но частые налеты с различных направлений, ведение интенсивного огня с ходу—все эти факторы обычно позволяли добиться разительного успеха проводимой операции. Большим преимуществом боевых аэросанных подразделений являлось то, что их движение осуществлялось вне дорог, контролируемых противником. Таким образом был выполнен ряд успешных рейдов в тыл противника: уничтожались его тыловые опорные подразделения перехватывались обозы с боеприпасами и продуктами питания. (https://maxpark.com/community/2284/content/756577)

В Отечественной войне аэросанные части выполняли следующие задачи:

Боевые аэросанные батальоны (басб):

•Вели разведку местности и противника.

•Охраняли открытые фланги общевойсковых и танковых частей.

•Несли патрульную службу по охране побережья озёр и участков, не занятых нашими частями.

•Во взаимодействии с лыжно-стрелковыми подразделениями преследовали отходящего противника.

•Охраняли командные пункты и обеспечивали связь.

•Перевозили подразделения и эвакуировали раненых с поля боя.

•Подвозили грузы и вооружение к полю боя.

•Буксировали и перевозили на огневые позиции пулемёты, миномёты и противотанковые орудия.

•Ставили дымовые завесы.

Война с Финляндией в 1939-1940 гг. позволила широко использовать серийно выпускавшиеся аэросани типа ЦАГИ-AHT-IV конструкции А.Н.Туполева и ОСГА-НКЛ-6 конструкции Н.М. Андреева. Аэросани НКЛ-6, оборудованные пулеметом, установленным на поворотной турели, участвовали в боевых операциях, патрулировали открытые участки фронта, несли боевое охранение объектов. Благодаря высокой скорости и хорошей маневренности, они использовались для выявления огневых точек противника и корректировки артиллерийского огня, осуществляли связь между подразделениями, перевозили боеприпасы и продукты питания, вывозили раненых. Так, 11 февраля 1940 г. в наступлении советских войск на фронте 13-й армии между Ладогой и озером Вуокса использовались три аэросанные роты. Аэросанные отряды использовались и во время «ледового похода» в марте 1940 г. для захвата плацдарма на берегу Выборгского залива.

Оперативно были созданы и новые машины: санитарная НКЛ-6С, специально для эвакуации тяжело раненых, на носилках вставляемых в корпус аэросаней через бортовой люк, штабные аэросани НКЛ-38, аэросани-платформа НКЛ-12* [* Сани НКЛ-12 были построены ранее и лишь рассматривались для участия в боевых действиях (ред.)] для обслуживания полевых аэродромов – для перевозки горючего в бочках, сменных двигателей для самолетов и т.п.

В связи с чрезвычайно короткими сроками были мобилизованы все имевшиеся исправные, ранее выпускавшиеся аэросани ОСГА-6, НКЛ-6, ЦАГИ-IV, на которых личный состав проходил практику и из которых были скомплектованы первые транспортные аэросанные батальоны, чему способствовала наступившая ранняя снежная и морозная зима, позволившая уже в ноябре 1941 г. на ряде фронтов выполнять этим подразделениям ответственные задания командования.

А промышленность по документации разработанной под руководством Н.М. Андреева и М.В. Веселовского, строила новые боевые аэросани НКЛ-26 и РФ-8 (ГАЗ-98) и транспортные НКЛ-16/41, а позднее НКЛ 16/42, которые будучи скомплектованными в боевые и транспортные батальоны уже в декабре 1941 и январе 1942 гг. поступили на ряд различных участков фронтов и начали успешно проводить порученные им операции.

За успешное выполнение задания по созданию образцов новой боевой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 нюня 1942 г. большая группа работников предприятий, участвовавших в создании новых аэpocaней, и в том числе их главные конструкторы Андреев и Веселовский, были награждены орденами и медалями.

Аэросанные батальоны в зимние периоды 1941-1944 гг. провели самостоятельно и во взаимодействии с батальонами лыжников сотни боевых, десантных и транспортных операций. Диапазон их использования на фронтах оказался чрезвычайно широк. Высокие скорости движения и проходимость по снежной целине обеспечивали боевым аэросаням неожиданность их появления в местах расположения противника, привязанного, в основном, к населенным пунктам и дорогам, и молниеносность проведения боевых операций. Быстрота, маневренность и интенсивный огонь пулеметов обеспечивали проведение некоторых операций почти без потерь материальной части и личного состава. Во многих операциях следующие за боевыми аэросанями десантные машины с подразделениями лыжников, позволяли так же с минимальными потерями завершать проводимые операции.

Такие налеты аэросанных батальонов проводились и на фронте и в тылу противника, где уничтожались тыловые гарнизоны и опорные пункты, а также движущиеся к линии фронта обозы с боеприпасами и провиантом, что нарушало и так недостаточно регулярное из-за погодных условий, снабжение армии противника.

В начале 1942 г. немецкие войска, отброшенные от ближних подступов к Москве, особенно ожесточенно сражались на участке фронта, где им противостояла 16-я армия под командованием К.К. Рокоссовского.

Это был район городов Казельска – Сухиничей – Мосальска – Мещенска. На этом участке фронта было сосредоточено более десятка аэросанных боевых и транспортных батальонов. В своих мемуарах К.К. Рокоссовский дает высокую оценку боевым и транспортным качествам этих подразделений. Он сам на аэросанях объезжал войска. Вот лишь один эпизод из его книги «Солдатский долг»:

«По нашей просьбе В.Д. Соколовский прислал аэросанную роту. Располагалась она при штабе тыла армии. Каждые аэросани были вооружены легким пулеметом.

Очень крепкая помощь, и не только для живой связи, как обнаружилось.

Во второй половине февраля немецкий лыжный отряд – до двухсот с лишним солдат – ночью проник к нам в тыл и пересек дорогу, питавшую правое крыло армии всем необходимым. Создалось на время критическое положение.

Главный наш связист полковник П.Я. Максименко был как раз в аэросанной роте. По его инициативе ее использовали для удара по врагу.

Рота моментально выдвинулась в район, занятый немецкими лыжниками, развернулась и с ходу атаковала, ведя огонь из четырнадцати своих пулеметов. Немцы были рассеяны, истреблены. Спаслись только те, кому удалось добежать до кустов на опушке леса.

Взятые в этой стычке пленные в голос говорили, что эта атака их ошеломила: они приняли аэросани за танки и были поражены, почему же машины как будто летят по глубокому снегу. (У этого замечательного в зимних условиях средства было слабое место – пропеллер мешал двигаться по узким лесным дорогам и кустарникам.)»

На льду Ладожского озера аэросани работали по переброске грузов в Ленинград, а боевые аэросани типа НКЛ-26 несли патрулирование и охранение дороги жизни.

Летом 1942 г. в Москве на территории Центрального парка культуры и отдыха им А.М. Горького была организована выставка немецкой боевой техники, захваченной нашими войсками в период разгрома фашистских войск под Москвой и в других наступательных операциях. В числе наземной техники: танков, бронетранспортеров, самоходных орудий и различных автомашин, были и немецкие аэросани, в основном использовавшиеся на озерах Карелии. Но они имели низкие ходовые качества и избегали встреч с нашими более быстроходными аэросанями.

Аэросанные батальоны с начала 1942 г. и в последующие зимы обеспечивали переброску войсковых подразделений, военных грузов и ведение боевых действий, в частности, при занятии нашими войсками городов Волоколамска, Клина, и по мере продвижения на запад обеспечили проведение ряда успешных операций в районе Старой Руссы, Тихвина, Пскова. Их можно было встретить на Центральном, Калининском, Волховском, Северо-Западном, Ленинградском и Карельском фронтах.

На одном из участков Карельского фронта противник овладел селением Прибрежное и приступил к его укреплению, предполагая накопить резервы и продолжать наступление на Васильевцы. Наши мелкие группы лыжников, находясь в непосредственном соприкосновении с противником, не в состоянии были отбросить его из Прибрежного. Они залегли и вели оборонительные действия. Подошедшие на остров Крикливый боевые и транспортные подразделения аэросаней получили задачу при поддержке артиллерии и авиации перейти в наступление на Прибрежное. Под прикрытием боевых аэросаней на транспортных аэросанях был выброшен лыжный десант на фланги противника. Лыжники, поддержанные огнем пулеметов боевых аэросаней, пошли в наступление. В результате этого удара противник был полностью уничтожен и Прибрежное захвачено нашими частями.

На подступах к г. Ленинграду немецкое командование сосредоточило мощные артиллерийские установки и начало обстрел Кронштадта и боевых кораблей, вмерзших в лед на рейде острова. Здесь аэросани были использованы для постановки дымовой завесы на рейде и перед островом, что лишало противника возможности вести прицельный огонь. Неоднократно предпринимавшиеся попытки уничтожить аэросани не увенчались успехом благодаря высокой скорости движения и хорошей маневренности машин. Аэросани всегда находили себе путь между многочисленных полыней, образовавшихся во льду от разрывов снарядов.

Во время исторических боев под Сталинградом аэросани использовались не только для связи и как штабные машины, но на них забрасывались десанты автоматчиков в тыл врага. Специальные подразделения санитарных аэросаней использовались при ликвидации окруженной нашими войсками группировки немецких войск. На этих аэросанях подвозились боеприпасы и продукты питания на передовую, а обратными рейсами раненые эвакуировались в медсанбаты.

В районе Новгорода командованию наших войск, расположенных у озера Ильмень, потребовалось добыть «языка». Разведчики, уходившие неоднократно в тыл врага добыть «языка» не смогли. Тогда в тыл врага были направлены боевые аэросани 53-го батальона. Внезапно ворвавшись в село, десантники захватили несколько пленных. Аэросани стремительным маневром вышли из-под огня противника и вернулись в расположение наших частей, доставив пленных командованию.

В начале 1944 г. аэросанные батальоны были использованы при наступательных операциях 59 армии при взятии г. Новгорода Маршал К.А. Мерецков вспоминал: «Много внимания пришлось уделить вспомогательному направлению в обход Новгорода с юга. Сюда перебросили аэросанные батальоны лыжников и особые средства усиления – легкие самоходки, артустановки и бронемашины».

И.Т. Коровников в книге «На трех фронтах» вспоминая действия 59 армии при взятии Новгорода, пишет: «…Развивая успех группа генерала Т.А. Свиклина к исходу 14 января нанесла удар через озеро Ильмень, южнее Новгорода, овладела плацдармом шириной до пяти, глубиной до четырех километров, и теснила противника к реке Вережа. Особенно дерзко действовали лыжники и аэросанные батальоны под командованием капитана Прокотилова. Последние врывались в боевые порядки противника с устрашающим ревом моторов и окруженные снежной пылью.» Утром 20 января начался штурм Новгорода и в 11 часов 25 минут войска 59 армии полностью овладели древним русским городом.

Успешному использованию аэросанных боевых и транспортных батальонов способствовало умелое и оперативное руководство Автобронетанкового управления, которое сосредоточило в своем составе талантливых командиров, высоко квалифицированных специалистов, обеспечило своевременную подготовку личного состава аэросанных батальонов, что обеспечило высокую работоспособность материальной части.

Заслуга управления в постоянной его связи с конструкторами, что способствовало созданию ряда модификаций и новых типов аэросаней, в частности, создание на базе НКЛ-16 «ремонтной летучки», обеспечивавшей возвращение в строй в полевых условиях подбитых противником аэросаней. Были созданы и новые образцы -передвижная пулеметная установка – аэросани НКЛ-34* [* НКЛ-34 – связные аэросани. Видимо имеются в виду РФ-7 (ред.)], а также ЗП-1 и ЗП-2 с мотоциклетными моторами.

Большую работу провели братья Бескурниковы, входившие и состав аппарата управления. Они создали большие десантные аэросани АСД-400, позволявшие перевозить внутри кузова 20 человек, которые прошли успешные испытания зимой 1943 – 1944 гг., но в связи с успешным продвижением наших войск на запад необходимость в подобной машине отпала.

К сожалению, до настоящего времени закрыты для доступа архивы особых аэросанных подразделений НКВД, которые не только принимали участие в боях с противником, но и проводили разведывательно-диверсионные операции в тылу врага. (https://otvaga2004.ru/boyevoe-primenenie/boyevoye-primeneniye01/aerosani-ww2/)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: