Для разных категорий потенциальных покупателей цена выполняет различные функции.
Для людей малообеспеченных цена — это прежде всего показатель доступности (на этом, в частности, и сыграл Генри Форд). Для людей, могущих себе позволить выбор, цена — это показатель (или намек) качества. "Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи" — этот принцип отражает разумный баланс между ценой и качеством.
Для нуворишей или "новых русских", кичащихся своим богатством, цена выступает в качестве предмета престижа.
Зная это, опытные продавцы на вещевых рынках называют разным покупателям различную цену товара: богатым — значительно выше, чем тем, кто, судя по виду, беден.
Недооценка роли цены, которую та играет для некоторых покупателей, влечет не только уменьшение продаж, но и, как показывает рассмотренный в следующем разделе сюжет о продавце меда, чревата конфликтом.
Поскольку цена в любом случае — один из важнейших факторов, то. отношение потенциального покупателя к названной цене находит свое отражение в невербальных проявлениях — жестах сомнения, критической оценке, недоверия. А самый верный способ: назвав цену, посмотреть в глаза. Если зрачки расширятся — покупателя цена устраивает. Если сузятся — нет.
Оптимальная реакция покупателя на пену описана нами в разделе 12.3.