Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовате-льные технологии
  Институционализм и маржинализм Понятие исследовательской программы и ее основные компоненты. Аксиоматика неоклассической теории: твердое ядро и защитный слой. Изменения защитного слоя. Основные недостатки неоклассической теории: антиисторизм, претензия на универсальность, методологический индивидуализм. Социальные нормы и их виды. ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4; ОК – 9; ОК – 12; ПК – 5; ПК – 6; Знать: - системы основополагающих взглядов маржиналистов и институционалистов на то, что представляют собой экономика и общество (основные различия); - аксиоматику неоклассической исследовательской программы: твердое ядро, защитный слой; - основные особенности целе- и ценностно-рационального поведения; - основные особенности методологического индивидуализма и методологического социализма; - основные модели капитализма; - виды социальных норм. Уметь: - различать системы взглядов неоклассической и институциональной экономических теорий; - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты; - представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе. Владеть: - приемами применения методов институционального анализа к исследованию экономических явлений; - навыками самостоятельной аналитической работы; - методами ведения дискуссий и результативной работы в группе. Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
  Предмет и метод институциональной теории Принципы традиционного институционализма: институтоцентризм, несводимость, методологический социализм, взаимозависимость, историзм. Новый институционализм как развитие неоклассической парадигмы. Институт как стереотип мышления. Ролевые системы коллективного действия. Стереотипы взаимодействия. Методы исследования институтов. ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4; ОК – 9; ОК – 12; ПК – 5; ПК – 6; Знать: - базовые принципы институциональной теории; - основные особенности ведущих школ институциональной теории, их современных направлений (включая российскую экономическую мысль); - различные подходы к определению понятия «институт»; - содержание конвенциальных и межличностных ролей; - понятия «норма», отличие норм от институтов; - основные методы общественного принуждения; - основные подходы к исследованию институтов. Уметь: - использовать методы институционального анализа для исследования конкретных экономических ситуаций; - представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе. Владеть: - приемами применения методов институционального анализа к исследованию экономических явлений; - навыками самостоятельной аналитической работы; - методами ведения дискуссий и результативной работы в группе. Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
  Базовые категории институционального анализа Понятие рутины: технологические и отношенческие рутины. Общие ментальные модели: знания, значения, ценности, ожидания, убеждения. Нормы и правила. Правила координации, кооперации и распределения. Иерархия правил. Понятие трансакции. Трансакции обмена, взаимности, рационирования и управления. ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4; ОК – 9; ОК – 12; ПК – 5; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 9; ПК – 13; Знать: - понятие рутины: технологические и отношенческие рутины; - понятие общих ментальных моделей; - национальные различия в системе ценностей; - национальные различия в убеждениях; - природу и основные виды правил; - привила координации, кооперации и распределения; - иерархию правил хозяйственного взаимодействия; - понятие трансакции и принципы, на которых она осуществляется; - основные виды трансакций. Уметь: - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; - представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе. Владеть: - методологией институционального исследования; - приемами применения методов институционального анализа к исследованию экономических явлений; - навыками самостоятельной аналитической работы. Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
  Институт собственности Собственность в неоклассической теории. Альтернативные режимы собственности. Собственность и отчуждение производителя от средств производства. Этическая норма или стереотип мышления. Собственность-капитал. Юридическое понимание категории собственность. Собственность как пучок правомочий. Общее в трактовке категории собственность различных научных школ. ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4; ОК – 9; ОК – 12; ПК – 5; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 9; ПК – 13; Знать: - основные подходы к исследованию отношений собственности, общее в трактовке категории «собственность» различных научных школ; - категории «владение» и «собственность»: общие черты и отличия; - альтернативные режимы доступа к имуществу; - категория «собственность» как этическая норма; - взаимосвязь категорий собственность, имущество и капитал; - категория «собственность» как юридическая категория; - категория «собственность» как пучок правомочий. Уметь: - выявлять проблемы институциональной несбалансированность процессов реформирования отношений собственности; - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации. Владеть: - использовать методы институционального анализа для исследования конкретных экономических ситуаций; - навыками самостоятельной аналитической работы; - методами ведения дискуссий и результативной работы в группе. Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
  Трансакционные издержки и контракты Понятие трансакционных издержек. Основные виды трансакционных издержек. Теорема Коуза. Юридическое и экономическое понимание контракта. Основания и виды оппортунистического поведения. Специфические ресурсы. Способы управления трансакциями. Классический контракт. Неоклассический контракт. Отношенческий контракт ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4; ОК – 9; ОК – 12; ПК – 5; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 9; ПК – 13; Знать: - понятия и виды трансакционных издержек; - теорему Коуза; - понятие асимметрии информации; - виды оппортунистического поведения и способы его преодоления; - понятие «специфические активы» и их роль в принятии решения о способах управления трансакциями; - понятие «классический контракт», базовые предположения и основные черты; - понятие «неоклассический контракт», основания возникновения и способ управления; - понятие «отношенческий контракт», условия применения и способы управления. Уметь: - выявлять проблемы экономического характера, связанные с трансакционными издержками, предлагать способы их решения; - использовать теорию контрактов для анализа экономических явлений, процессов и институты на микро, мезо и макро-уровне; - строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты. Владеть: - методологией построения и использования институциональных моделей; - навыками самостоятельной аналитической работы; - методами ведения дискуссий и результативной работы в группе. Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
  Институт фирмы Основные теории происхождения фирмы. Капиталистическое предприятие как способ подчинения труда капиталу. Фирма как способ повышения эффективности хозяйственной деятельности. Рыночная неопределенность и ее влияние на образование фирм. Фирма как альтернативный способ координации деятельности. Фирма как пучок контрактов. Фирма как тип хозяйственной организации. ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4; ОК – 9; ОК – 12; ПК – 5; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 9; ПК – 12; ПК – 13; Знать: - основные положения теории происхождения фирмы Маркса; - основные положения неоклассической теории происхождения фирмы; - основные положения теории происхождения фирмы Найта; - основные положения теории происхождения фирмы Коуза; - основные положения неоинституциональной теории происхождения фирмы; - основные характеристики капиталистического предприятия (фирмы) по мнению Вебера. Уметь: - выявлять проблемы, связанные с корпоративной формой ведения бизнеса; - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне. Владеть: - методологией исследования фирмы; - приемами применения методов институционального анализа к исследованию экономических явлений; - навыками самостоятельной аналитической работы. Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
  Новые формы организации бизнеса Унитарные и дивизиональные структуры. Варианты внутренней дифференциации. Количество уровней дивизионализации. Управленческие конфигурации дивизиональных структур. H, M и Z формы дивизиональных структур. Адхократические структуры. Модульные структуры. Сетевые структуры. ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4; ОК – 8; ОК – 9; ОК – 12; ПК – 2; ПК – 3; ПК – 5; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 9; ПК – 12; ПК – 13; Знать: - сущность унитарной структуры и ее основные характеристики; - сущность дивизиональной структуры, ее основные характеристики и формы; - сущность адхократической структуры и ее основные характеристики; - сущность модульной структуры и ее основные характеристики; - сущность сетевой структуры и ее основные характеристики; Уметь: - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне; - выявлять проблемы, связанные с организационной формой ведения бизнеса, предлагать способы их решения; - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; - выявлять проблемы институциональной несбалансированность на микроуровне; - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации. Владеть: - методологией диагностики организационных форм ведения бизнеса; - приемами применения методов институционального анализа к исследованию экономических явлений. Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе
  Корпоративная культура Культура и групповое поведение. Модели поведения и их виды. Уровни корпоративной культуры: артефакты, ценности, базовые предположения. Типология культур: возможности применения и ограничения. Виды культур: бюрократическая, рыночная, клановая, адхократическая, властная и личностная. Культурное пространство корпорации. ОК – 1; ОК – 2; ОК – 3; ОК – 4; ОК – 8; ОК – 9; ОК – 12; ПК – 3; ПК – 5; ПК – 6; ПК – 8; ПК – 9; ПК – 12; ПК – 13; Знать: - содержание категории культура; - содержание моделей поведения и способы их формирования; - уровни культуры; - сущность бюрократической культуры; - сущность рыночной культуры; - сущность клановой культуры; - сущность культуры власти и ее разновидности; - сущность адхократической культуры; - сущность личностной культуры; - достоинства и недостатки типологизации культуры; - культурное пространство корпорации. Уметь: - выявлять проблемы, связанные с несовместимостью внутренних институтов и принимаемых решений; - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне; - выявлять проблемы институциональной несбалансированность на микроуровне; - строить на основе описания ситуаций стандартные модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; - прогнозировать поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений. Владеть: - методологией институционального исследования корпоративной культуры; - приемами применения методов институционального анализа к исследованию социально-экономических явлений; - навыками самостоятельной аналитической работы; - приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе. Лекции, семинары, письменные и устные домашние задания, самостоятельная работа студентов, консультации преподавателей, групповые дискуссии, ролевые игры, презентация и обсуждение эссе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: