Это могут даже обезьяны

Ридли описывает поведение двух молодых самцов бабуинов, объединяющих свои усилия для того, чтобы отогнать супруга самки бабуина. Затем они бросаются в погоню за самкой, и тот, кто ее поймает, совокупляется с ней. Сотрудничество используется для достижения эгоистических целей. Наши инстинкты сотрудничества основаны на том же принципе.

Ридли подхватывает тему, затронутую Ричардом Доукинсом в его концепции мемов:

,,Благодаря человеческой практике передачи традиций, обычаев, знаний и верований... возник совершенно новый вид эволюции, характерной для человеческих существ,соревнование, но не между генетически различными индивидами или группами, а между индивидами или группами, отличающимися в культурном плане. Один человек может процветать... не потому, что у него гены лучше, а потому, что знает., нечто, имеющее практическую ценность "

В процессе межгруппового отбора те, кто лучше сотрудничает, растут за счет тех, кто сотрудничает плохо. Этим и объясняется развитие первых. История человечества есть не что иное, как история постоянного укрепления и усложнения взаимоотношений. Общество — это не искусственная конструкция или тирания, но высшая форма эволюции. Двигателями прогресса являются углубление специализации и развитие торговли.

Я убежден в том, что технология — это тоже полунезависимая переменная, часть великой троицы, двигающей прогресс. Это дополнение прекрасно вписывается в доводы Ридли, так как технологию вполне можно рассматривать как особую форму культуры. Взрыв производительности труда после 1750-х невозможно объяснить только углублением специализации и развитием торговли, так как капитализму для завоевания общества понадобились бы новые технологические чудеса*.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: