Принцип 50/5

Принцип 50/5 очень полезен и достаточно прост. Как правило, 50 процентов потребителей, продуктов, компонентов и поставщиков любой компании приносят ей 5 или меньше процентов продаж и прибылей. Прибыли могут даже оказаться отрицательными. Отсюда вывод: освобождайтесь от малорентабельных потребителей, продуктов, компонентов и поставщиков. Результат: лишь очень небольшое снижение объема продаж при значительном сокращении сложности. Покажут это цифры или нет, но прирост реальной прибыли почти неизбежен.

Например, Корнинг, используя метод 50/5, провел в начале 1990-х годов анализ на двух заводах, производивших керамические субстраты для систем выпуска автомобильных двигателей, на одном в Гринвилле, штат Огайо, а на другом в Кайзерс-лаутерне, Германия. Принцип 50/5 оправдал себя полностью. Из 450 видов продукции, производимых в Гринвилле, половина списка обеспечивала 96,2 процента общего объема продаж. На немецком заводе нижняя половина ассортимента обеспечивала от 2 до 5 процентов сбыта (в зависимости от конкретного периода времени). На этих двух предприятиях нижняя половина списка приносила убытки. Продукты были сняты с производства, что привело к значительному упрощению структуры, за чем быстро последовало 25-процентное снижение накладных расходов на проектирование*.

Поскольку принцип 50/5 не столь радикален и жесток, как принцип 80/20, то лучше начинать анализ с первого и только затем переходить ко второму.

Периодическая таблица элементов Менделеева

Методологию, во многом напоминающую принцип 80/20, разработал в 1869 году великий русский химик Дмитрий Менделеев (1834-1907). Занимаясь исследованием химических элементов и стараясь найти лежащее в их основе единство, Менделеев заметил, что «величина атомного веса определяет природу элементов». Химические продукты со сходными свойствами имеют сходный вес, например марганец (которому в таблице Менделеева определен сравнительный атомный вес 55) и железо (56). Периодическая таблица элементов Менделеева

* Джордж Эллиотт, Рональд Дж. Эванс и Брюс Гардинер, доклад «Управление издержками: трансатлантические уроки» (George Elliott, Ronald G. Evans and Bruce Gardiner. «Managing cost; transatlantic lessons» // Managing Review, June, 1996).

позволила ему успешно предсказывать свойства еще не открытых элементов.

Гению Менделеева нужно было найти всего один ключевой параметр, который объяснял бы различие в свойствах. Это чем-то напоминает концепцию «необходимого немногого» в противопоставлении к «тривиальному многому», за исключением того, что в данном случае только один параметр оказался решающим. Тут же можно провести параллель с открытием Исаака Ньютона, который установил, что сила тяготения пропорциональна произведению масс тел на обратный квадрат расстояния между ними. В этом случае понадобились всего два параметра, чтобы придать смысл движению во Вселенной.

Будь то один ключевой параметр, или два, или несколько, ключом для понимания чего-либо является умение упростить это нечто и выделить малое количество веских причин. Не все, но многие важные вещи поддаются такому абстрактному анализу. Всегда стоит попытаться выделить от одного до трех важных параметров, которые могут оказаться причинами большинства того, что вы пытаетесь объяснить — например, почему упали прибыли. Если вы не можете объяснить большинство или все различия с помощью менее чем четырех параметров, то, возможно, пора прекратить анализ и вместо этого заняться экспериментами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: