Проектируемые результаты освоения дисциплины

Знаньевый Ориентировочный Операциональный Опыт
  Знание основ и истории развития мировоззрения, понимания смысла человеческого бытия, роли нравственного выборавзаимосвязи свободы и ответственности. Умение описывать сущностные признаки различных форм мировоззрения на разных этапах развития общественного сознания Уметь проводить философский анализ источников информации Опыт осуществления философской рефлексии по актуальным мировоззренческим и социальным вопросам (семинарские занятия и практикумы)
  Знание специфики и значения философского способа освоения действительности Понимание сущности гуманистических ценностей в системе взаимодействия человек - человек на различных этапах развития общества Владение навыками ориентации в многообразии мировоззренческих позиций участников социокультурной коммуникации. Опыт использования диалектического метода познания в учебной и профессиональной деятельности
  Знание основных философских картин мира, учения о бытии, взаимодействии духовного и телесного в человеке; духовных ценностей, их значения в творчестве и повседневной жизни Умение осуществлять философский анализ проблем бытия, познания, человека, общества, культуры Умение использовать различные подходы к анализу мировоззренческих проблем Опыт осуществления нравственного и ценностного выбора в социальной и профессиональной деятельности (участие в мероприятиях университета соответствующей направленности)
  Знание истории этико-гуманистических учений прошлого и современности, их роль и значение в развитии современной цивилизации Умение определять смысложизненные ориентиры с учетом социального, культурного, духовного многообразия современного мира Владение гуманистическими ценностями; умение ориентироваться в ценностях бытия, жизни и культуры Опыт в анализе и самоанализе использования основ гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности
  Знание основных мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем. Умение выделять основные компоненты мыслительной деятельности, существенные характеристики теоретического исследования и гуманитарных методов познания, необходимых для осуществления профессиональной деятельности Владение культурой философского мышления и общенаучными методами познания; умение строить обобщение, оценку, классификацию и т.д. в соответствии с культурной нормой Применение обобщения, анализа, постановки целей и т.д. при освоении содержание каждой учебной дисциплины учебного плана
  Знание основных философских, этико-гуманистических понятий и категорий, их значение в общественной практике Умение применять методы гуманитарного познания на практике Владение навыками диалогичного мышления, способствующего обретению философского способа ориентации в мире. Опыт создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной информации в логически последовательной форме (участие в НИРС)
  Знание гносеологических и методологических основ познания, основных компонентов мыслительной деятельности, способов анализа данныхв гуманитарных науках при решении профессиональных задач Умение анализировать проблемы гуманитарных и социальных процессов, использовать полученные знания в профессиональной деятельности Владение навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля, приёмами ведения дискуссий, полемики, диалога, дебатов Опыт участия в предметных олимпиадах, конкурсах, круглых столах, конференциях различного уровня (участие в НИРС)

Как видим, преподавание философии в системе новых условий образования формирует общекультурные компетенции, которые включают в себя познавательные, коммуникативные, ценностные компоненты, пронизывающие общенаучную и профессиональную подготовку выпускника. Успешность усвоения данных компетенций зависит от общего уровня методической самоорганизации студента, от его активной включенности в систематическую и продуктивную работу, а также обеспечения методических условий управления качеством образования в процессе преподавания данной дисциплины.

Интенсификация и усиление значимости практической составляющей в образовательном процессе обуславливает необходимость поиска и применения инновационных активных и интерактивных методов преподавания дисциплины, направленных на активизацию познавательной активности студентов и актуализацию поиска способов решения современных мировоззренческих, социокультурных проблем. С этим связана необходимость усиления практической составляющей организационно-методического сопровождения изучения курса «Философии».

Данное учебно-методическое пособие разработано с учетом требований ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавров, реализуемым в Сургутском государственном педагогическом университете. Особенность пособия состоит в его ориентированности на реализацию требований компетентностного подхода, нацеленного на достижение практически-ориентированных результатов к содержанию и уровню подготовки бакалавров в образовательном процессе.

Философский практикум предназначен для учебно-методического обеспечения процесса изучения первого раздела учебного курса - «История философии». Данное пособие представляет собой: 1) один из источников информации, в котором раскрываются основные структурные единицы и научные понятия, предусмотренные образовательным стандартом и учебной программой дисциплины; 2) важнейшее средство обучения, в котором задается технология усвоения содержания дисциплины; прогнозируется предстоящая деятельность студента, обеспечивающая перевод знаний в умения через выполнение комплекса практических заданий, выявление уровня усвоения знаний и умений через ответы на контрольные вопросы, а также предполагает возможность корректировки полученных результатов работы с учетом разработанных методических требований к выполнению практических заданий и рекомендаций преподавателя. В процессе непосредственной работы с преподавателем в ходе проведения аудиторных занятий, индивидуальных и групповых консультаций студент имеет возможность наиболее детально прояснить и уточнить алгоритм и особенности выполнения предложенных в пособии практических заданий и упражнений, проанализировать и скорректировать полученный результат, простроить траекторию наиболее эффективного пути обучения с учетом индивидуальных способностей.

В структурном содержании философского практикума по разделу «История философии»выделы основные тематические блоки (подразделы), для каждого из которых определены цели, задачи и учебные результаты, сформированные с учетом проектируемых результатов компетентностного подхода. В структуре каждой темы включены компоненты, необходимые для реализации основных учебных задач в процессе изучения дисциплины по данному разделу:

1) Основные вопросы темы определяют ключевые структурные единицы, которые раскрывают содержание определенной темы, позволяющие очертить спектр основной проблематики, требующей осмысления, и в тоже время сконцентрировать внимание студентов на значимости выделенных вопросов и последовательности их изучения;

2) Комплекс практических заданий вк лючает в себя упражнения, задачи, вопросы проблемного характера, выполнение которых требует от студенталогического анализа и обоснования предложенной к обсуждению мысли; применения не только теоретических знаний и понятийного аппарата, но также проявления и развития интеллектуальной эрудиции, диалектической культуры мышления, критичности самосознания, умения осуществлять поиск ответов на поставленную задачу, аргументировано выстраивать и формулировать свои суждения, проецировать применение общих философских принципов к анализу общественных явлений и решения проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

3) Вопросы для самопроверки и текущего контроля позволяютадекватно определить уровень усвоения материала, выявить определенные темы или некоторые аспекты вопросов, которые требуют более тщательной и детальной подготовки;

Также в структуру данного пособия включены вопросы для итогового контроля, которые позволяют определить уровень выполнения основных учебных задач, поставленных перед студентом в ходе изучения дисциплины; с писок рекомендованной (основной и дополнительной) литературы по первому разделу учебного курса «История философии», а также м етодические указания по выполнению практических заданий.

Таким образом, совокупность структурных единиц философского практикума

Материалы философского практикума могут использоваться для решения различного рода учебных задач по освоению дисциплины:

а) для написания эссе и философских сочинений;

б) подготовки доклада, реферата, презентации; в) в качестве тем для обсуждения на семинарских занятиях, дискуссиях, дебатах, диспутах, конференциях;

г) организации групповой и индивидуальной работы студентов (активных и интерактивных форм проведения);

д) для разработки материалов для предметной олимпиады; текущего, промежуточного и итогового форм контроля (мини-зачета, контрольных работ, коллоквиумов и др.); разработки вариативных, творческих, конкурсных заданий и т.д.

Автор надеется, что систематическая работа с данным пособием позволит наиболее продуктивно организовать процесс самоподготовки студентов посредством активизации ее практической составляющей, а также усилить интерактивность проведения аудиторных занятий и форм контроля, направленных на определение уровня формирования общекультурных компетенций, необходимых для успешного выполнения целого ряда практических задач, поставленных в соответствии с основными видами профессиональной деятельности будущего выпускника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: