№ | Знаньевый | Ориентировочный | Операциональный | Опыт |
Знание основ и истории развития мировоззрения, понимания смысла человеческого бытия, роли нравственного выборавзаимосвязи свободы и ответственности. | Умение описывать сущностные признаки различных форм мировоззрения на разных этапах развития общественного сознания | Уметь проводить философский анализ источников информации | Опыт осуществления философской рефлексии по актуальным мировоззренческим и социальным вопросам (семинарские занятия и практикумы) | |
Знание специфики и значения философского способа освоения действительности | Понимание сущности гуманистических ценностей в системе взаимодействия человек - человек на различных этапах развития общества | Владение навыками ориентации в многообразии мировоззренческих позиций участников социокультурной коммуникации. | Опыт использования диалектического метода познания в учебной и профессиональной деятельности | |
Знание основных философских картин мира, учения о бытии, взаимодействии духовного и телесного в человеке; духовных ценностей, их значения в творчестве и повседневной жизни | Умение осуществлять философский анализ проблем бытия, познания, человека, общества, культуры | Умение использовать различные подходы к анализу мировоззренческих проблем | Опыт осуществления нравственного и ценностного выбора в социальной и профессиональной деятельности (участие в мероприятиях университета соответствующей направленности) | |
Знание истории этико-гуманистических учений прошлого и современности, их роль и значение в развитии современной цивилизации | Умение определять смысложизненные ориентиры с учетом социального, культурного, духовного многообразия современного мира | Владение гуманистическими ценностями; умение ориентироваться в ценностях бытия, жизни и культуры | Опыт в анализе и самоанализе использования основ гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности | |
Знание основных мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем. | Умение выделять основные компоненты мыслительной деятельности, существенные характеристики теоретического исследования и гуманитарных методов познания, необходимых для осуществления профессиональной деятельности | Владение культурой философского мышления и общенаучными методами познания; умение строить обобщение, оценку, классификацию и т.д. в соответствии с культурной нормой | Применение обобщения, анализа, постановки целей и т.д. при освоении содержание каждой учебной дисциплины учебного плана | |
Знание основных философских, этико-гуманистических понятий и категорий, их значение в общественной практике | Умение применять методы гуманитарного познания на практике | Владение навыками диалогичного мышления, способствующего обретению философского способа ориентации в мире. | Опыт создания устных сообщений, рефератов, докладов, как форм организации сложной научной информации в логически последовательной форме (участие в НИРС) | |
Знание гносеологических и методологических основ познания, основных компонентов мыслительной деятельности, способов анализа данныхв гуманитарных науках при решении профессиональных задач | Умение анализировать проблемы гуманитарных и социальных процессов, использовать полученные знания в профессиональной деятельности | Владение навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля, приёмами ведения дискуссий, полемики, диалога, дебатов | Опыт участия в предметных олимпиадах, конкурсах, круглых столах, конференциях различного уровня (участие в НИРС) |
Как видим, преподавание философии в системе новых условий образования формирует общекультурные компетенции, которые включают в себя познавательные, коммуникативные, ценностные компоненты, пронизывающие общенаучную и профессиональную подготовку выпускника. Успешность усвоения данных компетенций зависит от общего уровня методической самоорганизации студента, от его активной включенности в систематическую и продуктивную работу, а также обеспечения методических условий управления качеством образования в процессе преподавания данной дисциплины.
|
|
|
|
Интенсификация и усиление значимости практической составляющей в образовательном процессе обуславливает необходимость поиска и применения инновационных активных и интерактивных методов преподавания дисциплины, направленных на активизацию познавательной активности студентов и актуализацию поиска способов решения современных мировоззренческих, социокультурных проблем. С этим связана необходимость усиления практической составляющей организационно-методического сопровождения изучения курса «Философии».
Данное учебно-методическое пособие разработано с учетом требований ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавров, реализуемым в Сургутском государственном педагогическом университете. Особенность пособия состоит в его ориентированности на реализацию требований компетентностного подхода, нацеленного на достижение практически-ориентированных результатов к содержанию и уровню подготовки бакалавров в образовательном процессе.
Философский практикум предназначен для учебно-методического обеспечения процесса изучения первого раздела учебного курса - «История философии». Данное пособие представляет собой: 1) один из источников информации, в котором раскрываются основные структурные единицы и научные понятия, предусмотренные образовательным стандартом и учебной программой дисциплины; 2) важнейшее средство обучения, в котором задается технология усвоения содержания дисциплины; прогнозируется предстоящая деятельность студента, обеспечивающая перевод знаний в умения через выполнение комплекса практических заданий, выявление уровня усвоения знаний и умений через ответы на контрольные вопросы, а также предполагает возможность корректировки полученных результатов работы с учетом разработанных методических требований к выполнению практических заданий и рекомендаций преподавателя. В процессе непосредственной работы с преподавателем в ходе проведения аудиторных занятий, индивидуальных и групповых консультаций студент имеет возможность наиболее детально прояснить и уточнить алгоритм и особенности выполнения предложенных в пособии практических заданий и упражнений, проанализировать и скорректировать полученный результат, простроить траекторию наиболее эффективного пути обучения с учетом индивидуальных способностей.
|
|
В структурном содержании философского практикума по разделу «История философии»выделы основные тематические блоки (подразделы), для каждого из которых определены цели, задачи и учебные результаты, сформированные с учетом проектируемых результатов компетентностного подхода. В структуре каждой темы включены компоненты, необходимые для реализации основных учебных задач в процессе изучения дисциплины по данному разделу:
1) Основные вопросы темы определяют ключевые структурные единицы, которые раскрывают содержание определенной темы, позволяющие очертить спектр основной проблематики, требующей осмысления, и в тоже время сконцентрировать внимание студентов на значимости выделенных вопросов и последовательности их изучения;
2) Комплекс практических заданий вк лючает в себя упражнения, задачи, вопросы проблемного характера, выполнение которых требует от студенталогического анализа и обоснования предложенной к обсуждению мысли; применения не только теоретических знаний и понятийного аппарата, но также проявления и развития интеллектуальной эрудиции, диалектической культуры мышления, критичности самосознания, умения осуществлять поиск ответов на поставленную задачу, аргументировано выстраивать и формулировать свои суждения, проецировать применение общих философских принципов к анализу общественных явлений и решения проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3) Вопросы для самопроверки и текущего контроля позволяютадекватно определить уровень усвоения материала, выявить определенные темы или некоторые аспекты вопросов, которые требуют более тщательной и детальной подготовки;
Также в структуру данного пособия включены вопросы для итогового контроля, которые позволяют определить уровень выполнения основных учебных задач, поставленных перед студентом в ходе изучения дисциплины; с писок рекомендованной (основной и дополнительной) литературы по первому разделу учебного курса «История философии», а также м етодические указания по выполнению практических заданий.
|
|
Таким образом, совокупность структурных единиц философского практикума
Материалы философского практикума могут использоваться для решения различного рода учебных задач по освоению дисциплины:
а) для написания эссе и философских сочинений;
б) подготовки доклада, реферата, презентации; в) в качестве тем для обсуждения на семинарских занятиях, дискуссиях, дебатах, диспутах, конференциях;
г) организации групповой и индивидуальной работы студентов (активных и интерактивных форм проведения);
д) для разработки материалов для предметной олимпиады; текущего, промежуточного и итогового форм контроля (мини-зачета, контрольных работ, коллоквиумов и др.); разработки вариативных, творческих, конкурсных заданий и т.д.
Автор надеется, что систематическая работа с данным пособием позволит наиболее продуктивно организовать процесс самоподготовки студентов посредством активизации ее практической составляющей, а также усилить интерактивность проведения аудиторных занятий и форм контроля, направленных на определение уровня формирования общекультурных компетенций, необходимых для успешного выполнения целого ряда практических задач, поставленных в соответствии с основными видами профессиональной деятельности будущего выпускника.