Суть данного принципа заключается в том, что исключается воздействие на судей со
стороны других лиц и организаций при отправлении правосудия
по уголовным, гражданским и арбитражным делам. При рассмот-
рении дела суд руководствуется не мнениями участников процес-
са, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеж-
дению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе
всех представленных доказательств. При оценке доказательств по
уголовному делу участники судопроизводства (судья, присяжные
заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель) руковод-
ствуются при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК).
Помимо того что судьи подчиняются только Конституции и
федеральному закону, их независимость обеспечивается и други-
ми гарантиями, в том числе и закрепленными в Основном законе
государства, а именно: несменяемость судей, особый порядок пре-
кращения или приостановления полномочий (ст. 121), неприкос-
новенность и возможность привлечения к уголовной ответствен-
|
|
ности в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122).
Подробно эти вопросы будут рассмотрены в главе о правовом ста-
тусе судей.
Арсенал способов и методов ≪давления≫ на суд многообразен:
от посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями.
Им должны противостоять прочные гарантии независимости
судей.
Независимость судей обеспечивается прежде всего порядком
формирования судейского корпуса, особым порядком наделения
судей полномочиями.
В ст. 9 Закона РФ ≪О статусе судей в Российской Федерации≫ ус-
тановлено, что независимость судей обеспечивается, в частности:
предусмотренной законом процедурой осуществления право-
судия;
установленным порядком приостановления и прекращения
полномочий судьи;
запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было
вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
установленным порядком приостановления и прекращения
полномочий судьи;
правом судьи на отставку;
неприкосновенностью судьи;
системой органов судейского сообщества;
предоставлением судье за счет государства материального и со-
циального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществле-
нию правосудия преследуется по закону.
Установлена уголовная ответственность за вмешательство в
деятельность суда (ст. 294 УК), за посягательство на жизнь судьи,
присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправ-
лении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением
дел или материалов в суде (ст. 295 УК); за угрозу или насильст-
|
|
венные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296
УК), а также за неуважение к суду (ст. 297 УК). Неисполнение
законного распоряжения судьи о прекращении действий, нару-
шающих установленные в суде правила, считается администра-
тивным правонарушением и на основании ст. 17.3 КоАП влечет за
собой штраф от пяти до 10 минимальных размеров оплаты труда
или административный арест до 15 суток.
Гарантией независимости судей является их безопасность.
В этих целях в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля
1995 г. ≪О государственной защите судей, должностных лиц пра-
воохранительных и контролирующих органов≫1 по соответствую-
щему заявлению судьи органы МВД принимают меры по защите
СЗРФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
120 Глава 5. Конст. принципы организации и осуществления правосудия
жизни и здоровья, сохранности имущества судьи и его близких;
им выдаются специальные средства индивидуальной защиты,
возможно переселение их на другое место жительства, замена до-
кументов и изменение внешности; принимаются меры правовой
защиты, предусматривающие в том числе повышенную уголов-
ную ответственность за посягательства на их жизнь, здоровье,
имущество. Наряду с этим судья имеет право на хранение и ноше-
ние служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему
органами внутренних дел по его заявлению в порядке, преду-
смотренном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. ≪Об ору-
жии≫