Одним из важнейших направлений деятельности ТСЖ является обеспечение собственников возможностью получения качественных коммунальных услуг в объеме, предусмотренном проектными возможностями дома.
В процессе этой работы возникает необходимость заключения договоров с организациями-поставщиками этих услуг. И очень часто отношение к жильцам вашего дома зависит от того насколько серьезно ТСЖ или управляющая компания отнеслись к заключению договоров на оказание услуг и поставку pecypcoв.
Обращаем ваше внимание, что в содержании и ремонте общей собственности заинтересован собственник, а в получении «коммунальных услуг» житель (потребитель). Собственник и житель (потребитель) не всегда одно и тоже лицо. Например, взять муниципальные квартиры, в которых проживают граждане по договору найма.
Поэтому, при заключении договоров ТСЖ необходимо определиться, кем же ТСЖ является по отношению к потребителям услуг и ресурсов:
1) перепродавцом покупающим у предприятий ресурсы на весь дом и продающим их отдельным потребителям;
|
|
2) представителем потребителей, заключающим договор от их имени;
3) или представителем ресурсоснабжающих организаций, обеспечивающим сбор платы за потребленные ресурсы и оказанные услуги.
От выбора вашей позиции зависит и форма договора, и источник покрытия издержек по реализации договор; и бухгалтерский учет, и необходимость получения различных разрешительных документов.
Предприятия-поставщики ресурсов (коммунальных услуг) чаще всего являются локальными монополистами, на этих предприятиях работают профессионалы и начинают защищать интересы своего предприятия еще на стадии заключения договоров. Они за время своей деятельности уяснили, как в договоре исключить свою ответственность в будущем, например: Предприятие вносит договор пункт о том, что оно не несет ответственность перед потребителем в случае если невыполнение им взятых на себя обязательств возникло по причинам указанным в пунктах «х», «у», «z» и т.п. каких-нибудь внутренних правил отрасли, которой специализируется предприятие.
На Ваш вопрос отвечают, что в этих пунктах перечислены непредвиденные обстоятельства и уговаривают подписать договор.
А в этих пунктах может быть все, что угодно: аварии на объект; предприятия, в том числе по вине самого предприятия, перебои в электроснабжении предприятия из-за неоплаты потребленной электроэнергии самим же предприятием и т.п.
Поэтому предлагаем требовать, чтобы в договоре были расшифрованы все пункты, или все документы, на которые есть ссылки в тексте договора, были приложениями к договору и являлись его неотъемлемой частью.
|
|
Теперь еще один маленький аспект в договоре. Мы получили «коммунальную услугу» и ее оплачиваем, или мы платим за «коммунальную услугу» и нам ее предоставляют. Что правильней? И вопрос не в том, что происходит раньше, оплата за «услугу» или ее предоставление, а в том, кому придется доказывать факт получения качественной «услуги».
Обычно предприятия в текстах договоров предлагают примерно такие формулировки, отточенные временем:
«Непредоставление или некачественное предоставление услуги оформляется двухсторонним актом, и на основании акта предприятие производит перерасчет платы за услугу».
Безобидная фраза, не так ли? Но если Вы подписали договор с такой формулировкой, то вам и «бегать» по кабинетам предприятия доказывая, что жильцы вашего дома получили не совсем то, за что платили, или совсем не то, или совсем не получили.
Предлагаем добиваться в договоре записи другой столь же любезной фразы, ну, например:
«Оплата за поставленную «услугу» производится по предъявлению счета, выписанного предприятием на основании подписанного двухстороннего акта о получении «услуги». И все меняется. Вы становитесь уважаемым Потребителем, а не назойливым Просителем.
И последнее, советуем очень осторожно относиться к «типовым», оформленным типографским способом договорам. В них обычно демонстрируется отношение к Вам, как к родному, т.е. учтены все Ваши обязанности и ответственность, а все права предусмотрены для другой стороны договора.
Вы и Ваши соседи-домовладельцы-взрослые, самостоятельные и ответственные люди, приняли решение самостоятельно содержать и эксплуатировать, сохранять и преумножать свою собственность (создать товарищество собственников жилья). Но для этого правлению Вашего ТСЖ и его председателю надо разбираться во многих вопросах.
Есть три основных, на наш взгляд, аспекта жизнедеятельности ТСЖ, которые существенно могут повлиять на обстановку в Вашем доме.
Это
- отношения внутри ТСЖ,
- отношения с государством и органами местного самоуправления, и
- отношения с «подрядчиками» - предприятиями, выполняющими для Вашего дома работу по договорам и предоставляющим жильцам дома коммунальные услуги.
Часть вторая.
(
Вопрос 1: