Умозаключение, в котором одна посылка условное, а другая — разделительное суждения, называется условно-разделительным, или лемматическим.
Разделительное суждение может содержать две, три и большее число альтернатив, поэтому лемматические умозаключения делятся на дилеммы (две альтернативы), трилеммы (три альтернативы) и т.д.
Различают два вида дилемм: конструктивную (созидательную) и деструктивную (разрушительную), каждая из которых делится на простую и сложную.
В простой конструктивной дилемме условная посылка содержит два основания, из которых вытекает одно и то же следствие. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания, заключение утверждает следствие. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия.
Схема простой конструктивной дилеммы:
(р-»г)^(q->г),рvq
В сложной конструктивной дилемме условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка утверждает оба возможных следствия. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствий.
|
|
Схема сложной конструктивной дилеммы:
(p->q)^(r-»s), pvr
qvs
В простой деструктивной дилемме условная посылка содержит одно основание, из которого вытекает два возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности основания.
Схема простой деструктивной дилеммы:
(p->q)^(p-»r),1qv1r
1p
В сложной деструктивной дилемме условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает оба основания. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности оснований.
Схема сложной деструктивной дилеммы:
(p-»q)^(r->s),1qv1s
1pv1r
В- 34 Индуктивное умозаключение предполагает логический переход от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности.
В индуктивном умозаключении на основании принадлежности признака отдельным предметам делается вывод о его принадлежности классу в целом.
В структуру индуктивного умозаключения входят две группы посылок:
— посылки, в которых фиксируется информация о принадлежности некоторого признака P ряду явлений S1, S2,... Sn;
— посылка, подтверждающая, что данные явления S1, S2,... Sn принадлежат одному и тому же классу К.
Виды индуктивных умозаключений — полная и неполная индукция.
Полной индукцией называется умозаключение, в котором вывод о принадлежности определенного признака всему классу предметов делается на основе изучения принадлежности данного признака всем элементам этого класса.
|
|
Если названные выше условия не соблюдаются, то тогда говорят о неполной индукции, когда на основе принадлежности признака некоторым элементам класса делают вывод о принадлежности этого признака всему классу.
В основе популярной индукции — установление повторяемости одного и того же признака у некоторых элементов определенного класса; заключение же состоит в утверждении принадлежности этого признака всему классу.
Методы научной индукции:
1. Метод сходства. При этом методе сравниваются несколько случаев и выявляется то общее обстоятельство, при котором некоторое явление имеет место в каждом из перечисленных случаев. Очевидно, что это обстоятельство и есть причина данного явления.
Правило метода сходства: если два или более случаев наступления исследуемого явления имеют общим лишь некоторую совокупность обстоятельств, возможно, одноэлементную, то эта совокупность обстоятельств, в которой только и сходны все эти случаи, содержит в себе причину рассматриваемого явления и все необходимые условия ее действия.
2. Метод различия. При этом методе сравнивают два случая, в одном из которых данное явление наступает, а в другом — нет. При этом первый случай отличается от другого лишь одним обстоятельством.
Правило метода различия: если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, сходны между собой во всех обстоятельствах, кроме одного, то это обстоятельство, в котором и разнятся данные случаи, есть причина или одно из необходимых условий действия причины исследуемого явления.
3. Соединенный метод сходства и различия. Это синтез методов сходства и различия.
4. Метод сопутствующих изменений. В основе указанного метода лежит следующая зависимость: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. Например, чем больше сила трения, тем меньше скорость движения тела.
Правило метода сопутствующих изменений: если два или более случаев наступления некоторого явления сходны во всех предшествующих обстоятельствах, кроме одного, которое изменяется каким-то образом от случая к случаю, и при этом изменяется и исследуемое явление, то это обстоятельство находится в причинной связи с исследуемым явлением, то есть выступает либо его причиной, либо необходимым условием действия причины, либо релевантно сопутствующим обстоятельствам.
5. Метод остатков. Этот метод применяется в том случае, если необходимо установить причину части комплексного явления при условии, что причины, вызывающие другие части этого явления, уже установлены.
Правило метода остатков: если имеется сложное исследуемое явление х у z, возникшее при обстоятельствах A B C, и если при этом известно, что причина части исследуемого явления х у заключена в совокупности обстоятельств А В, то следует заключить, что причиной z является обстоятельство С.
Ошибки, которые могут возникать в ходе индуктивного умозаключения:
1. «Поспешное обобщение».
К примеру, следователь может быть уверен, что он опросил всех свидетелей или ему известны все обстоятельства данного дела. Но вдруг выявляются новые свидетельства и оказывается, что прежнее заключение, например о мотивах преступления, — поспешное обобщение.