Механизмы и эффекты межличностного восприятия

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов:

— эмоциональная оценка другого,

— попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения,

— построение стратегии своего собственного поведения.

Нужно в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация: уподобление себя другому (поставить себя на его место). Существует тесная связь между идентификацией и эмпатией.

Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения некоих Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три «позиции» со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то же для Генри.

Анализ процесса познания людьми друг друга:

1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.);

2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

В условиях дефицита информации участники начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие – то более общие характеристики – каузальная атрибуция. Причины атрибуции: устойчивые и неустойчивые (ситуативные).

Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга:

— эффект установки

Эксперименты А.А. Бодалева, 1982. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Одной первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

Эксперименты Куницыной на формирование установки «учительницы» и «актриса» при предъявлении женских фотографий.

— эффект ореола («галоэффект») – предварительная информаци, полученная о человеке накладывается на еральное его восприятие. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Влияние первого впечатления.

В одном из экспериментов регистрировалились оценки двух групп детей. Группы «любимых» и «нелюбимых» детей. «Любимые» дети намеренно делали ошибки, а «нелюбимые», наоборот. выполняли задание правильно. Воспринимающий приписывал положительные оценки «любимым» детям, а отрицальные – «нелюбимым».

Ф. Хайдер: людям свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами» и т.д.

Эксперимент с переносом физически привлекательных черт на психологические характеристики. Групеп мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах. Только красивые были наделены такими чертами, как искренность, уравновешнность, любезность, заботливость, внимательность.

— эффект новизны и первичности; при восприятии незнакомого человека оказывает большее влиянее информации, которая была получена ранее, при восприятии знакомого человека более новая информация оказывается более значимой.

Эксперимент Соломона Аша. Двум группам людей описывается человек, спрашивается хотили бы они с ним взаимодействовать или нет. Называется список его характеристик, одной группе в одном порядке, другой – в другом (упрям, честен. хозяйственен, умен, эгоистичен, завистлив и наоброт).

— эффект стереотипизации; У. Липпман,1922 г – терм. «социальный стереотип» - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты»).

Стереотипизация может привести или просто к сокращению процесса познания или же к возникновению предубеждения.

Стеретипы возникают под влиянием институтов социализации (сми, кино и т.д.).

Функции стереотипа:

1) упрощение восприятия мира,

2) упрощение адаптации к миру,

3) обеспечение устойчивости картины мира.

У каждого из нас есть нике имплицитные теории личности, в соответствии с которыми мы оцениваем людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: