Эксперимент Левина, Липпита, Уатта
Дети подростки (мальчики 11-12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье – маше. Руководители трех групп демонстрировали разный стиль (авторитарный, демократический, попустительский), сравнивалась эффективность деятельности групп.
Были выделены содержание отношений, предлагаемых лидером, способ осуществоения этих решений.
Формальная сторона | Содержательная сторона |
авторитарный стиль | |
деловые, кратки распоряжения запреты без снисхождений, с угрозой четкий язык, неприветливый тон похвалы и порицания субъективны эмоции не принимаются в расчет позиция лидера – вне группы | дела планируются заранее определяются только непосредственные цели голос руководителя – решающий |
демократический стиль | |
инструкции в форме предложений товарищеский тон похвала и порицание с советами распоряжения и запреты с дискусиями позиция лидера – внутри группы | мероприятия планируются в группе за реализацию предложений отвечают все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
попустительский стиль | |
конвенцтональный тон отсутствие похвалы и порицания нет сотрудничества позиция лидера – незаметно в стороне от группы | дела в группе идут сами собой лидер не дает указаний разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера |
Можно выделить и другие типы лидеров: лидер – организатор, лидер – эрудит и т.д.
|
|
Л. И. Уманский разработал комплекс методов «лабораторный аппаратурный эксперимент», позволяющий выявить лидера в группе, определить стиль его деятельности.
Современные представления Фидлера:
Составляющие стиля лидерства:
— личностная стилевая характеристика руководителя и наличная ситуация
— эффективность деятельности руководителя (рассматривается по продуктивности деятельности группы, иногда примешивается критерий удовлетворенности).
Эффективность лидера зависит от:
— степени контроля в группе,
— ориентации лидера на решение задачи или межличностные отношения
— тношения к наименее предпочитаемому сотруднику (НПС)
Связь между личностно-стилевой ориентацией руководителя и его эффективностью носят вероятностный характер, будучи обусловлены степенью его контроля над ситуацией. При ориентации на задачу НПС низкий, а на отношения — выше.