Время – это некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы

Время, как и пространство, также имеет множество разных философских толкований, наиболее значительные из которых следующие:

1 Время, как форма проявления в мире деятельности некоей вневременной, вечной сущности (Платон, Гегель).

2. Время, как эталонная длительность и мера движения (Аристотель, Декарт, Ньютон).

3. Время, как специфический род отношений между объектами, процессами и явлениями (Лейбниц – как порядок последовательности событий).

4. Время, как форма восприятия мира (Августин – форма мысленной регистрации событий, Беркли – способ восприятия действительности, Кант – всеобщая и необходимая врожденная рассудочная категория, Хайдеггер – форма внутреннего осознания своего бытия человеком).

5. Время, как всеобщая форма существования материи (материализм, диалектический материализм).

6. Время, как неразделимо связанная с пространством субстанция, как пространственно-временной континуум (релятивизм, Эйнштейн, Минковский).

Время может быть соотносимо с пространством, поскольку понятие времени может содержать длительность или этапы изменений объектов в одном и том же месте пространства.

Полностью соотносятся между собой пространство и время в положении диалектического материализма о том, что пространство и время являются всеобщими формами существования материи:

1. Поскольку свойство материальных тел обладать протяженностью является всеобщим, то занимать определенную часть пространства является всеобщей формой бытия материи.

2. Поскольку способность материальных тел к движению (к изменчивости) является всеобщей, то время, как характеристика длительности, последовательности и смены процессов движения, также является всеобщей формой бытия материи.

3. Если пространство и время оба являются всеобщими формами бытия материи, то они не могут существовать независимо от материи и вне материи. Таким образом, пространство, время и материя неотделимы друг от друга.

4. Если пространство, время и материя неотделимы друг от друга, то пространство и время неотделимы также и от движения, поскольку движение тоже неотделимо от материи.

5. Таким образом, все они вместе – материя, движение, пространство и время – неотделимы друг от друга и существуют в единстве. А если материя, движение, пространство и время существуют в единстве, то материя характеризуется:

– единством всех способов её существования;

– единством способов существования материи с самой материей.

Из единства способов существования материи, как между собой, так и с самою материей, в диалектическом материализме выводится принцип единства мира: мир, как единая материальная субстанция, находится в процессе единого мирового процесса развития.

Основные термины

ВРЕМЯ – некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания.

КОНТИНУУМ – непрерывность.

МАТЕРИЯ – то, из чего вещественно состоит мир.

НИЧТО – отсутствие собственного реального качества и состояния, сохраняющее способность вмещать в себя иные себе процессы.

ПРОСТРАНСТВО ( общее понятие ) – материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.

ПРОСТРАНСТВО ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИМОЕ – умственный образ среды, которая не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отражает их в своей структурной организации формально.

ПРОСТРАНСТВО МАТЕРИАЛЬНОЕ – среда действительного существования реальных материальных объектов.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ – свойство материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами.

ПУСТОТА – бескачественное состояние реальности.

СООТНОСИМОСТЬ – наличие неустранимых логических связей, отношений.

ТЕЛО – трехмерный материальный объект.

ФОРМАЛЬНОСТЬ – отвлеченное от конкретного содержания уподобление чему-либо только в его внешней форме.

ЭФИР – предполагаемое некоторыми концепциями естествознание невидимое вещество, заполняющее пустоту пространства и проникающее во все тела.


“Диалектика - метод рефлексивного философского познания мироздания (реальности) путём исследования и моделирования качественного саморазвития ЗНАЧЕНИЯ и СМЫСЛА системы наиболее общих ПОНЯТИЙ (КАТЕГОРИЙ) на основе выявленных в этом движении диалектических противоречий и, как следствие, генерация исторически обусловленного мировоззрения”.

1. ПЕРВЫЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ указывает источник РАЗВИТИЯ процесса (объекта). Таким источником является является ЕДИНСТВО и БОРЬБА диалектических ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, составляющих процесс (объект).

2. ВТОРОЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ описывает характер этого РАЗВИТИЯ – характер протекания процесса (качественного изменения объекта) в результате взаимодействия ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

А именно, РАЗВИТИЕ осуществляется через накопление количественных изменений и переход их в качественные и наоборот.

3. ТРЕТИЙ ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ указывает “конечную” точку, “цель” РАЗВИТИЯ процесса (объекта) на данном диалектическом витке. Он показывает, как видоизменится, трансформируется процесс (объект) в конце диалектического витка.

Аксиомы диалектики

1) Принцип ОСНОВАНИЯ: " Любое УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ должно иметь своё ОСНОВАНИЕ ".

По умолчанию и Гегель и Маркс считали ОСНОВАНИЕМ логического вывода не СУЖДЕНИЕ (или совокупность суждений, как в формальной логике (ФЛ)), а ПОНЯТИЕ (!).

2) Принцип Диалектического ТОЖДЕСТВА: " Противоположности диалектически ТОЖДЕСТВЕННЫ ". (Смотри "Наука логики", т.2, Учение о сущности, Глава 2.А, ТОЖДЕСТВО - Die Identitat.)

3) Принцип Диалектического ТРЕТЬЕГО: " Каждой паре Противоположностей соответствует их диалектическое ТРЕТЬЕ ". (Смотри "Наука логики", т.2, Учение о сущности, Гл.2.C, Der Wiederspruch, Примечание 2, Положение об исключённом ТРЕТЬЕМ).

4) Принцип Диалектического ПРОТИВОРЕЧИЯ: " Все вещи в самих себе ПРОТИВОРЕЧИВЫ (т.е. внутри себя содержат Диалектическое ЕДИНСТВО двух Противоположностей)". (Смотри "Наука логики", т.2, Учение о сущности, Гл.2.C, Der Wiederspruch, Примечание 3, стр. 65).

5) Принцип ПОЗНАВАЕМОСТИ:

Аксиома Гегеля Аксиома Маркса:

" МИР познан, во всяком случае, во всём существенном ", " МИР познаваем "

6) Принцип ПРЕПОЗИЦИИ (первичности в паре):

Аксиома Гегеля: Аксиома Маркса:

" ИДЕЯ первична, МАТЕРИЯ вторична ", " МАТЕРИЯ первична, СОЗНАНИЕ вторично ".

Тезис, антитезис и синтез. Вот так перечислить этапы развития действительности (а так и перечисляют!) – это исказить гегелевский закон развития. Давайте запомним на веки вечные – этапов не три, а четыре: тезис, антитезис, синтез и переход синтеза в тезис.

Представления о диалектике как развитии материального мира складывались на протяжении длительного времени. Первые элементы диалектики свое непосредственное выражение нашли воззрениях философов Древней Индии и Древнего Китая и кульминационного развития достигли в античной философии

Второй исторической формой диалектики является идеалистическая диалектика классической немецкой философии в лице, прежде всего, И. Канта и Г. Гегеля.

В универсальной форме диалектический принцип развития немецкой философии был представлен Г. Гегелем. Причем, им это было сделано таким образом, что в последующем уже никто не смел отрицать значение диалектики.

Третьей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика, ознаменовавшая качественно новый этап ее развития.

Отстаивая принципы научной диалектики, важным является рассмотрение ее альтернатив, в качестве которых выступает метафизика, софистика и эклектика.

Термин «метафизика» «первой философией» - наукой о первых причинах, о первой сущности и началах.

Софистика - есть сознательное применение в споре или доказательстве неправильных доводов, так называемых софизмов, т.е. разного рода уловок внешне кажущимися правильными, а на деле являющимися ложными.

Эклектика - механическое соединение различных, диаметрально противоположных взглядов, идей, принципов, теорий и философских направлений.

Сознание: происхождение, сущность, структура. Сознание, деятельность, мышление и язык.

Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.

- абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин – теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

- панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса

- теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

- эволюционная:

1) трудовая теория (Ч.Дарвин)

2) человек - результат «генетической ошибки»,

3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.


Структура сознания включает в себя следующие компоненты:
1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;
2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;
3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;
4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшиемотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция.

Рассудок – это способность мышления расчленять действительность на отдельные смысловые факты, классифицировать их по отличительным признакам, понятийно наделять определениями и тестировать на соответствие сложившемуся порядку вещей, то есть здравому смыслу. Специфика рассудка состоит в том, что рассудок работает только с готовыми, единожды и навсегда выработанными мышлением понятиями, не преобразуя их во что-либо новое, и не синтезируя между собой.

Таким образом, разум – это способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его творческому синтезу в различные системы знаний о действительности.

Исходя из этого, можно сказать, что рассудок и разум – это два уровня мышления, с помощью взаимодействия которых оно осуществляет свою деятельность по объективации сознания.

Деятельность мышления осуществляется в различных формах, исходными из которых являются: понятие, суждение и умозаключение.

ПОНЯТИЕ – это терминологически сформулированное средствами языка представление о чем-либо, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления (например, понятия: «вода», «вино», «молоко» и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: