Типы и формы государства

Для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, т.е. родство с другими государствами служит понятие «тип государства». Критериев деления государств на определенные типы выдвигается не мало. Вместе с тем общепринятой классификацией является такая, на основании, которой выделяет следующие важнейшие основные, подходы.

Формационный подход, в основе которого лежит учение об общественно-экономических формациях. Согласно этому учению, истории известны четыре общественно-экономические формации с наличием государства и права: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В последней государство и право существуют в переходный от капитализма к социализму период и на первой стадии этой формации - социалистической. В соответствии с данным подходом выделяют четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое.

В современных условиях широко распространенным подходом выступает цивилизационный., в основе которого при анализе типов государств выступают такие факторы, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие проявления общества. К первичным цивилизациям сторонники такого подхода к классификации государств относят древнеегипетскую, шумерскую, иранскую, сиамскую, бирманскую и др. Вторичными цивилизациями считаются западноевропейская, североамериканская, восточно-европейская, латиноамериканская и др.

Политико-правовой подход, определяет тип государства в зависимости от политического режима. В соответствии с этим подходом государства подразделяются на: демократические и недемократические.

Государство находит свое выражение в определенной форме. Форма государства определяется как организация политической власти. Однако при таком подходе главное внимание уделяется не столько форме государства, сколько политической власти, а это лишь одна, пусть и важнейшая сторона проявления государства. Поэтому под формой государства следует понимать его устройство, характеризующее порядок организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.

Исходя из этого видно, что форма государства как понятие предполагает его структурное, территориальное и политическое устройство, т. е. устройство государства, взятое в единстве трех составляющих: формы правления, административно-территориального деления и политического режима.

Форма правления представляет собой способ организации государственной власти, предусматривающей порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская. Монархия – это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия, пожизненно и независимо от воли народа. Республика – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти.

Выделяют следующие разновидности монархий: абсолютную и конституционную. Абсолютная – это форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (царю, королю). Конституционная монархия, которая, может быть парламентской и дуалистической, представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией, утверждаемой парламентом.

В настоящее время республики подразделяются на парламентские и президентские. Парламентская республика отличается верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства, которое формируется парламентом из числа лидеров партий, победивших на выборах и находящихся у власти, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Президентская республика отличается тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными полномочиями.

Под Формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти, характер соотношения государства в целом с его составными частями – административно – территориальными единицами, автономными культурными, политическими образованиями или суверенными государствами. Обычно выделяют две основные формы государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация.

Унитарное государство – это всегда единое государственное образование. При этом государство делится лишь на административно – территориальные части. Для унитарного государства характерно наличие общих для всей страны высших орланов власти и управления, общей финансовой и налоговой системы, единой правовой и судебной системы, единого гражданства и др. Унитарными государствами в настоящее время являются Англия, Голландия, и др.

Федерация (сложное государство) – это союзное государство, в состав которого входят другие государства или государственные образования, обладающие признаками государственности. Девятая часть государств мира – 21 государство – являются федерациями, в них проживает около трети населения Земли. Среди федеративных государств выделяют США, Бельгию, Индию, Бразилию и др.

Конфедерация представляет собой такую форму объединения (союза) государств, при которой образующие этот союз государства полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. В качестве конфедерации нередко рассматривается Европейский союз.

Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или социальными слоями методов и способов осуществления государственной власти. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества. Различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический (либеральный).

Авторитарный режим характеризуется отсутствием или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли исполнительных органов, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

Характерными признаками демократического режима являются: конституционное провозглашение и осуществление социально – экономических и политических прав граждан и организаций, Разделение властей, существование ряда политических партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: