У одного и того же человека могут быть различные способности, но одна из них может быть более значительной, чемдругие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.
С конца Х1Х-начала XX века в психологии предпринимаются попытки измерить способности. Способности изучались такими зарубежными психологами, как Р. Кет-тел, Ч. Спирмен, А. Бине, Г. Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применялась система тестов, возрастающих по трудности, что получило название «батарея тестов».
В отечественной психологии традиционным является определение способностей через выявление темпа продвижения в процессе деятельности, широты переноса формирующихся психических качеств, соотношения нервно-психических затрат и конечного результата деятельности. Диагностика способностей, основанная на перечисленных принципах, обогащена содержательными методами: диагностика способности к обучению, диагностические обучающие программы и др.
Исследование способностей ведется с различных сторон:
• выявляется их общественно-историческая сущность в общесоциологическом плане;
• изучается их развитие в конкретных видах деятельности;
• рассматриваются общие механизмы формирования способностей.
Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором..
Для определения склонностей (а в какой-то мере — и способностей) Е. А. Климов предложил разделить профессии па пять основных типов — в зависимости от объектов, на которые они направлены:
• человек — природа (растения, животные, микроорганизмы);
• человек — техника (машины, материалы, различные ниды энергии и т. д.);
• человек — человек (группы людей, коллективы);
• человек — знаковая информация (книги, языки, коды, модели);
• человек — художественный образ (изобразительное искусство, музыка и т. д.).
Склонности молодого человека при решении задач профориентации определяются прежде всего в рамках перечисленной классификации профессий. В целях профориентации применяют также целый ряд других адекватных методов диагностики склонностей и способностей.
Надо иметь в виду, что успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а сочетанием способностей, своеобразным длякаждого человека и характеризующим его как личность.