Тема 17. Виды и уровни человеческих способностей. Развитие способностей

Способности — индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладе­ния ею. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и на­выками, но сами они к ним не сводятся.

Успех деятельности субъекта зависит от взаимодей­ствия трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Действительно, мы постоянно сталкиваемся с примерами того, что успешное выполнение той или иной работы яви­лось следствием хорошо отработанных умений, творчес­кого отношения к делу, глубоких профессиональных зна­ний. Но знания и умения могли быть усвоены в результате упорного труда и при отсутствии у человека способностей к этой деятельности. Значит, знания и умения, обеспечи­вающие успех деятельности, еще нельзя назвать способ­ностями. При наличии же способностей необходимые зна­ния и умения приобретаются легко, человек быстро продвигается в их совершенствовании, достигая значитель­ных результатов в деятельности. С. Л. Рубинштейн счи­тал, что способность становится реальной, когда вбирает в себя систему общественно выработанных операций, одна­ко ядром способности являются не усвоенные, автомати­зированные операции, а качества тех психических процес­сов, посредством которых эти операции регулируются.

Именно качества лежат в основе овладения знаниями и умениями, определяют успешность выполнения деятельно­сти, то есть составляют сущность способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: