Налоговый контроль – осуществляется в следующих видах:
1. Подача налоговой декларации
2. Проведение мероприятий по учету налогоплательщиков
3. Налоговые проверки
4. Осмотр помещений налогоплательщика
1. Налоговая декларация подается в налоговый орган как письменное заявление по установленной форме, как в электронной, так и в бумажной форме, где отражается объект налогообложения, налоговая база, налоговые льготы. Она подается по каждому налогу каждым налогоплательщиком в срок, определенный НК РФ, по отдельным видам налогов.
НК РФ предусматривает порядок внесения изменений в налоговую декларацию ст. 81 НК РФ.
2. В целях проведения налоговой проверки, законодатель обязывает организаций и физических лиц (ИП), по месту нахождения обособленных подразделений, а так же, если закон предусматривает, то по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка на учет осуществляется бесплатно и обязательна для организаций и ИП, а организации зарегистрированные в иностранном государстве, ставятся на учет в соответствии с международными договорами и соглашениями. Постановка на учет подразделений, осуществляется на основе сообщений налогоплательщика. При постановке на учет налогоплательщика, ему присваивается ИНН, в течении 5 рабочих дней. ИНН присваивается для всех видов налогов и сборов. Для действия на всей территории РФ. Более подробный порядок присвоений, изменений или снятия ИНН, предусматривается постановлением правительства РФ
|
|
3. Налоговая проверка предусматривается двух видов: камеральная и выездная. Эти два вида проверок преследуют различные цели ст. 88,89 НК РФ
a. Камеральная - производится по месту нахождения налогового органа, проводится по одному налогу, согласно поданной налоговой декларации и др. документам. Срок – в течении 3х месяцев со дня подачи документов. Камеральная проводится по решению должностного лица, принимающего документы. Камеральная менее задокументирована
b. Выездная – по месту нахождения налогоплательщика, а если её нет, то по месту нахождения налогового органа, по одному или нескольким. Срок - до 6 месяцев. По решению руководителя налогового органа. У выездной больший объем документации – законодатель стремится уменьшить число выездных, за счет повышения их эффективности. Для того что бы уменьшить взяткоемкость, установлены ограничения:
3.b.i. Нельзя проводить 2 и более выездных по одним и тем же налогам за один и тот же период
3.b.ii. Не в праве в отношении одного налогоплательщика – 2 выездных в течении 1 календарного года, за исключением проверочной выездной.
|
|
3.b.iii. Ограничения требований к содержанию решения о проведении выездной проверки
3.b.iv. При выездной установлены правила проверки консолидированной группы налогоплательщиков, правила осмотра помещений, привлечения свидетелей и т. д.
Статья 82. Общие положения о налоговом контроле
1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.