Мотивация изучения темы: Лейкоциты являются ведущим звеном в формировании врожденного и приобретенного иммунитета, участвуют в формировании этапов воспалительного процесса, в аллергических реакциях, обеспечивая, таким образом, защиту организма от чужеродных и патогенных факторов внешней и внутренней среды. Знание функций различных фракций лейкоцитов необходимо врачу любого профиля для использования в практической и профилактической медицине.
Цели занятия
Общая цель: изучение темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК – 18, ПК – 3 и ПК - 28 ФГОС специальности 060105 «Медико-профилактическое дело»
Конкретные цели и задачи:
После изучения темы студент должен:
«Знать» функциональное и клиническое значение различных фракций лейкоцитов.
«Уметь» интерпретировать результаты клинического анализа крови, лейкоцитарную формулу.
«Владеть» методами определения количества лейкоцитов.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
|
|
Базой для освоения темы являются знания, полученные при изучении строения лейкоцитов, процессов лейкопоэза (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), функций лейкоцитов как части функциональной системы поддержания иммунитета (кафедра нормальной физиологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов:
1. Строение и функции лейкоцитов
2. Содержание лейкоцитов в норме
3. Лейкоцитарная формула
4. Осуществление клеточного иммунитета
5. Осуществление гуморального иммунитета
Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)
1. Написать в тетради лейкоцитарную формулу.
2. Дать классификацию видов иммунитета.
Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию:
1. Что отражает индекс ядерного сдвига (ИЯС)?
2. Что отражают понятия: сдвиг лейкоцитарной формулы влево или вправо?
3. Что такое лейкемический провал?
4. Какие лейкоциты появляются в очаге воспаления первыми? В чем заключается их функция?
5. Какова роль эозинофилов в воспалительном процессе?
6. Какова роль базофилов в воспалительном процессе?
7. О чем может свидетельствовать выраженный моноцитоз?
8. С чем может быть связан физиологический лейкоцитоз?
9. Что такое физиологический перекрест? Сколько их и когда они происходят?
10. Какие лимфоциты обладают прямым цитотоксическим эффектом?