Элементов судна при различных стратегиях ТО

Процесс приближения его до mах К ир, когда потребуется выполнить ремонт или списание, происходит за существенно большой период эксплуатации Т 2, а между ТО техническое состояние изменяется по той же прямой.

Увеличить межремонтный период эксплуатации судна можно, если удастся обеспечить соответствующее данному межремонтному периоду замедление интенсивности изменения технического состояния элементов судна. Это может быть достигнуто двумя основными путями: повышением надежности элементов судна и (или) увеличением относительного объема ТО. Ввиду того, что сроки постановки судна на ремонт фактически определяются необходимостью предъявления судна очередному или промежуточному освидетельствованию в доке, межремонтный период не может быть оптимизирован. Однако, может быть оптимизирован объем ремонтных работ, выполняемых сверх обязательных, связанных с предъявлением судна и вытекающих из его результатов оценки технического состояния. То есть фактически оптимизируется степень восстановления технического состояния в процессе эксплуатации посредством проведения ТО. Причем речь идет не об объеме конкретных ТО механизмов и устройств, выполняемых в процессе эксплуатации – это определяется инструкциями заводов-изготовителей соответствующих механизмов. Оптимизируется количество ремонтных работ, выполняемых на СРЗ, и большем объеме, чем обычное ТО. Фактически определяется, как часто необходимо восстанавливать техническое состояние в процессе ремонта судна до величины близкой K ир = 0. То есть предметом оптимизации является объем ремонтов и ТО, а критерием оптимизации является минимум среднегодовой продолжительности ремонтов за ЭРЦ:

.

Распределение работ по поддержанию и восстановлению технического состояния между периодами эксплуатации и ремонтов не является одинаковым для всех судов. Для более "молодых" судов с высокими показателями безотказности и долговечности большая доля работ выполняется в процессе эксплуатации и как результат среднегодовое ремонтное время у этих судов минимально. Для судов со сроком службы свыше 14 – 16 лет и, особенно, старше 20 лет объемы ремонтов существенно возрастают как в связи с естественным старением, так и ужесточением требований классификационных обществ к объемам освидетельствований. Как показывает практика эксплуатации судов, каждый год возраста судна приводит к увеличению объемов ремонтов примерно на 3%. Существующая в настоящее время периодичность очередных освидетельствований 5 лет может рассматриваться как определенный результат взаимопонимания классификационных обществ и практики работы судоходных компаний, который показывает, что пятилетний межремонтный период является оптимальным с точки зрения минимизации ремонтного времени судов.

Приведенная схема ТО и ремонтов создает условия для эффективной эксплуатации судов и поддержания требуемого уровня технического состояния при выполнении предусмотренных объемов ТО при одновременном контроле технического состояния судов классификационными обществами.

Эксплуатационное время межремонтного периода обычно разделяется на несколько частей, границами которых являются выводы судна из эксплуатации на проведение докований, а при необходимости и других выводов из эксплуатации для проведения ремонтов СТС, если условия эксплуатации не позволяют их произвести в эксплуатации.

Периодичность ТО судовой техники можно определить с использованием следующих методов: но аналогии, по изменению внешних признаков, по остаточ­ному ресурсу и по допустимому уровню безотказности.

По аналогии периодичность различных видов ТО устанавливают путем сравнения с прототипом и последующим уточнением в эксплуатации. Этот метод используют для назначения режима ТО новых судовых технических средств.

По изменению внешних признаков назначается периодичность работ, связанных с удалением эксплуатационных отложений (загрязнения, нагар, сажа, накипь, обрастания, коррозия и т.д.), восстановлением защитных покрытии, а также осуществлением других операций, необходимость выполнения которых определяют визуально.

При определении периодичности ТО по остаточному ресурсунеобходимо располагать данными по назначенным ресурсам объектов до выполнения определенного вида ТО и данными по скорости расхода ресурса.

=

где – предельно допустимое отклонение параметра от его номинального значения: – фактическое отклонение параметра от его номинального значения; VR – скорость изменения параметра.

По допустимому уровню безотказности периодичность ТО определяется для наиболее ответственных объектов, техническое состояние которых изменяется в результате процесса изнашивания и старения. Время (наработка) до наступления отказов таких объектов в большинстве случаев подчиняется нормальному закону распределения.

Для определения периодичности ТО устанавливают допустимый уровень вероятности безотказной работы Р(t). Так, если P(t)доп = 0,99, то согласно формуле

P (t) = Ф

используя таблицы функций Ф(Z), находим = 2,3,

где Тср – средняя наработка до отказа, ч; θ – установленная периодичность ТО, ч; σ – среднее квадратичное отклонение.

Отсюда θ = Тср – 2,3 σ. Величины Тср и σ определяют по результатам обследования однотипных объектов.

Схема ТО и ремонта, устанавливающая распределение объемов работ по годам за весь период эксплуатации судна, позволяет определять сроки вывода судов на ремонт и служит исходной базой для планирования ремонта и технического обслуживания судовой техники.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите этапы разработки схемы ТО и ремонта судов.

2. Почему объем ремонта с увеличением срока службы судна увеличивается?

3. Что такое эксплуатационно-ремонтный цикл?

4. Какие факторы влияют на продолжительность эксплуатационно-ремонтного цикла?

5. Какими способами достигается увеличение межремонтного периода эксплуатации судна?

6. Охарактеризуйте периодичность очередных освидетельствований транспортных судов.

7. Перечислите методы определения периодичности ТО судовой техники.

Практическое занятие №7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: