К началу проектной недели (утро понедельника) в вестибюле школы оформляется стенд "Проектная неделя", содержащий следующую информацию:
· правила внутреннего распорядка в ходе проектной недели;
· полный перечень проектов с указанием руководителей, консультантов, состава проектных групп, кабинетов школы для работы;
· ежедневный лист "Места работы проектных групп" с информацией, где будет производиться работа участников каждой проектной группы;
· график работы групп в компьютерном классе.
Понедельник
8.00 - 8.15. Директор школы (зам. директора) проводит совещание руководителей проектных групп.
8.30 - 15.30. Работа проектных групп. 1-й урок: установочные собрания, планирование работы над проектом. 2 - 7-й уроки: этап сбора информации (установочные лекции, экскурсии, работа в сети Internet). 8-й урок: обсуждение итогов работы за день, уборка кабинетов (ежедневно). Итог дня: подробный план работы над проектом.
Вторник
Оформление стенда "Пресс-центр проектной недели", который обновляется ежедневно.
8.30 - 15.30. Работа проектных групп. Уточнение формы выхода проекта. Завершение этапа сбора информации; начало оформления выхода проекта. Итог дня: собранная информация по теме проекта.
Среда
8.30 - 15.30. Работа проектных групп. Уточнение формы презентации проекта. Оформление выхода проекта; начало подготовки презентации. Итог дня: сценарий презентации проекта.
Четверг
8.30 - 15.30. Работа проектных групп. Обсуждение, что необходимо выполнить за оставшийся день. Окончательное оформление выхода проекта, подготовка презентации, генеральная репетиция.
16.00. Совещание у директора (зам. директора); распределение проектов по секциям для зашиты, уточнение состава жюри. Итог дня: подготовленные продукты и презентация проекта.
Пятница
Информация о графике защиты проектов на стенде "Проектная неделя".
8.30 - 12.00. Защита проектов.
12.00 - 12.30. Работа объединенного жюри (с одновременной демонстрацией видеохроники проектной недели, подготовленной пресс-центром).
12.30 - 13.00. Общее собрание. Награждение победителей.
13.00 - 14.00. Подведение итогов работы в группах.
15.00. Совещание у директора (зам. директора): общее подведение итогов проектной недели.
Пресс-центр проектной недели
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
диктофон, видеокамера с видеомагнитофоном, фотоаппарат, информационный стенд.
РОЛИ:
корреспонденты, видео оператор, фотограф, редактор (возможны варианты).
ПРОДУКТЫ:
видеофильм "Проектная неделя"; папка с репортажами о работе всех проектных групп, снабженная фотоиллюстрациями; аналитическая записка о ходе и результатах проектной недели
ХОД ПРОЕКТА "ПРЕСС-ЦЕНТР"
Понедельник
Стартовая планерка: цели, задачи и принципы работы. Определение маршрутов участников группы (в соответствии с программой работы других проектных групп). Проведение анкетирования учителей и учащихся по теме "Чего я жду от проектной недели?" Участие корреспондентов в наиболее интересных выездных мероприятиях проектных групп (экскурсии, посещение музеев, интервью, встречи с интересными людьми и др.), фото- и видео съемка. Итоговый сбор группы для обмена собранной информацией и создания репортажей.
Вторник
Оформление стенда пресс-центра: фотохроника и репортажи о первом дне проектной недели; почтовый ящик для обратной связи. В течение дня: участие в выездных мероприятиях проектных групп, интервьюирование проектантов, руководителей, администрации школы о ходе проектной недели. Итоговый сбор группы для подготовки информационных материалов.
Среда, четверг
Обновление стенда. Фото- и видеосъемки работы проектных групп по кабинетам -изготовления выходов проектов, репетиций презентаций - с интервьюированием участников проектов. Монтаж видеофильма "Проектная неделя", оформление папки репортажей.
Пятница
Участие учащихся-проектантов в жюри на конкурсе проектов. Демонстрация видеофильма "Проектная неделя". Презентация папки репортажей. Анкетирование учителей и учащихся по теме "Итоги проектной недели". Подготовка аналитической записки о ходе и результатах проектной недели на основе анкетирований, интервью, других данных, и сдача его руководству школы.
Проектная неделя: подведение итогов
Подведение итогов в проектных группах проводится в последний день проектной недели, непосредственно после объявления результатов конкурса. Организуя процесс обсуждения, руководитель должен затронуть различные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъективную удовлетворенность участников.
Вопросы для обсуждения могут быть сформулированы следующим образом:
· Достигнута ли цель проекта?
· Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?
· В чем заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились?
· Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?
· Что в проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными неделями?
· Возникало ли у вас в ходе проектной недели желание что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы?
Общешкольное подведение итогов организуется в конце дня, после того как закончится процесс обсуждения в группах. Оно может проводиться в различных формах:
· совещание педколлектива при директоре (зам. директора)
· собрание рабочей группы, включающей, помимо руководства школы, одного взрослого и одного юного представителя от каждой проектной группы
По итогам проведенных обсуждений, на основе сданных описаний проектов и аналитической записки, подготовленной пресс-центром, зам. директора (координатором проектов) готовится отчет по итогам проектной недели, который сдается директору школы и может стать предметом для коллективного анализа на очередном педагогическом совете.
Формы продуктов проектной деятельности
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Хрестоматийным примером является проект "Изготовление воздушного змея": работа над ним помогала американским школьникам в 1920-е гг. изучать важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка.
Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:
· WEB-сайт
· Анализ данных социологического опроса
· Атлас, карта
· Видеофильм
· Выставка
· Газета, журнал
· Действующая фирма
· Законопроект
· Игра
· Коллекция
· Костюм
· Модель
· Музыкальное произведение
· Мультимедийный продукт
· Оформление кабинета
· Постановка
· Праздник
· Прогноз
· Система школьного самоуправления
· Справочник
· Сравнительно-сопоставительный анализ
· Учебное пособие
· Экскурсия
Примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:
· Дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием)
· Популярное пособие "Право на каждый день" (брошюра с рекомендациями и видеофильм)
· Частотный словарь английского молодежного сленга
· Главы из учебника будущего "Биология и экология" 2500 года издания
· Манифест Николая II "О даровании народу России Конституции", каким он мог бы быть
· Экологические программы мониторинга питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу управы района)
· Сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса "Как принимали гостей в средневековье"
· Коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел
Оформление проектной папки.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
· паспорт проекта
· планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, -ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа
· промежуточные отчеты группы
· вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
· результаты исследований и анализа
· записи всех идей, гипотез и решений
· отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
· краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
· эскизы, чертежи, наброски продукта
· материалы к презентации (сценарий)
· другие рабочие материалы и черновики группы В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Грамотно составленная проектная папка позволяет:
· организовать работу каждого участника проектной группы
· создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом
· объективно оценить ход работы над завершенным проектом
· судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта
· сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов
Виды презентаций проектов
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
· деловой игры
· демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий
· диалога исторических или литературных персонажей
· защиты на Ученом Совете
· игры с залом
· иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций
· инсценировки реального или вымышленного исторического события
· научной конференции
· научного доклада
· отчета исследовательской экспедиции
· пресс-конференции
· путешествия
· рекламы
· ролевой игры
· соревнования
· спектакля
· спортивной игры
· театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
· телепередачи
· экскурсии
Проблемными местами при оценке проектных работ обычно являются:
· Предметная компетентность жюри.
Оно должно обязательно включать в свой состав специалистов по всем предметам, отраженным в проектах данной секции.
· Разрешение ситуации "Все приложили усилия, но не все получили места и номинации". В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.