Юридическая школа ДВФУ. По дисциплине «наследственное право»

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Наследственное право»

Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»

Форма подготовки: очная

г. Владивосток

Лекции проводятся в традиционной манере. При изложении некоторых тем используются методы активного обучения (12 час.).

МОДУЛЬ 1. Общие положения о наследовании (6 час.)

Раздел 1.Общая характеристика наследственного права и наследственных правоотношений (6 час.)

Тема 1. Общая характеристика наследственного права (4 час.) с использованием метода активного обучения «Лекция пресс-конференция»

В начале занятия препода­ватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, напи­сать их на листке бумаги и передать записку преподавателю. Препо­даватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержа­нию и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку во­просов, выявляя знания и интересы студентов.

Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.

Основная цель лекции-пресс-конференции в начале изучения курса - выявление круга интересов и потребно­стей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. Данный метод направлен на формированиеобщекультурных компетенций: (ОК-3), (ОК-4); профессиональных компетенций: (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-6), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-11), (ПК-13), (ПК-15), (ПК-16).

План лекции

1. Понятие наследственного права:

А) понятие наследования и наследственного права;

Б) принципы наследственного права;

В) наследственное право в субъективном смысле;

Г) значение наследственного права.

2. Принципы наследственного права:

А) универсальность наследственного права;

Б) свобода завещания;

В) обеспечение прав и интересов необходимых наследников;

Г) учет воли наследодателя;

Д) охрана наследства.

3. Источники наследственного права:

А) понятие и виды источников наследственного права;

Б) характеристика раздела V «Наследственное право» Гражданского кодекса РФ;

В) федеральные законы, содержащие нормы наследственного права;

4. История развития наследственного права.

А) регулирование наследственных отношений в Русской правде, в Судебниках 1497 и 1550 гг и Соборном Уложении 1649 г.;

Б) Указ о единонаследии 1714 г. Указ Анны Иоановны 1731 г.

В) регулирование наследственных отношений Сводом законов Российской Империи;

Г) Декрет ВЦИК 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования»;

Д) Гражданский кодекс 1922 г.

Е) развитие законодательства о наследовании в довоенный и послевоенный периоды;

Ж) особенности регулирования наследственных отношений в Основах гражданского законодательства СССР и Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.;

З) регулирование наследственных отношений в части III Гражданского кодекса РФ, веденной в действие с 1 марта 2002 г.

Тема 2. Наследники как субъекты наследственных отношений. Лица, не имеющие права на принятие наследства (2 час.), с использованием метода активного обучения «Лекция пресс-конференция»

В начале занятия препода­ватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, напи­сать их на листке бумаги и передать записку преподавателю. Препо­даватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержа­нию и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку во­просов, выявляя знания и интересы студентов.

Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.

Основная цель лекции-пресс-конференции в начале изучения курса - выявление круга интересов и потребно­стей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. Данный метод направлен на формированиеобщекультурных компетенций: (ОК-3), (ОК-4); профессиональных компетенций: (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-6), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-11), (ПК-13), (ПК-15), (ПК-16).

1. Понятие наследственного правоотношения. Его основные черты:

А) понятие наследственного правоотношения;

Б) основные черты наследственного правоотношения;

2. Основания возникновения наследственного правоотношения (юридические факты):

А) юридические факты, необходимые для наследования по завещанию;

Б) юридические факты, необходимые для наследования по закону;

В) возможность наследования имущества по разным основаниям.

3. Элементы наследственного правоотношения:

А) субъекты наследственных отношений;

Б) объекты наследственных отношений;

В) субъективные права и юридические обязанности участников наследственного отношения.

4. Субъекты наследственного правоотношения:

А) граждане, иностранцы, лица без гражданства;

Б) юридические лица;

В) государство, субъекты РФ и муниципальные образования.

5. Объекты наследственного правоотношения. Понятие наследственной массы:

А) понятие объекта наследственного правоотношения;

Б) виды объектов наследственных правоотношений;

В) объекты, не входящие в состав наследства.

6. Содержание наследственного правоотношения (принятие наследства, отказ от наследства, наследственная трансмиссия):

А) понятие содержания наследственного правоотношения;

Б) принятие наследства;

В) отказ от наследства. Способы отказа от наследства.

7. Основания прекращения наследственного правоотношения:

А) принятие наследства;

Б) отказ от принятия наследства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: