КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Наследственное право»
Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»
Форма подготовки: очная
г. Владивосток
Лекции проводятся в традиционной манере. При изложении некоторых тем используются методы активного обучения (12 час.).
МОДУЛЬ 1. Общие положения о наследовании (6 час.)
Раздел 1.Общая характеристика наследственного права и наследственных правоотношений (6 час.)
Тема 1. Общая характеристика наследственного права (4 час.) с использованием метода активного обучения «Лекция пресс-конференция»
В начале занятия преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, написать их на листке бумаги и передать записку преподавателю. Преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы студентов.
|
|
Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.
Основная цель лекции-пресс-конференции в начале изучения курса - выявление круга интересов и потребностей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. Данный метод направлен на формированиеобщекультурных компетенций: (ОК-3), (ОК-4); профессиональных компетенций: (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-6), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-11), (ПК-13), (ПК-15), (ПК-16).
План лекции
1. Понятие наследственного права:
А) понятие наследования и наследственного права;
Б) принципы наследственного права;
В) наследственное право в субъективном смысле;
Г) значение наследственного права.
2. Принципы наследственного права:
А) универсальность наследственного права;
Б) свобода завещания;
В) обеспечение прав и интересов необходимых наследников;
Г) учет воли наследодателя;
Д) охрана наследства.
3. Источники наследственного права:
А) понятие и виды источников наследственного права;
Б) характеристика раздела V «Наследственное право» Гражданского кодекса РФ;
В) федеральные законы, содержащие нормы наследственного права;
4. История развития наследственного права.
А) регулирование наследственных отношений в Русской правде, в Судебниках 1497 и 1550 гг и Соборном Уложении 1649 г.;
|
|
Б) Указ о единонаследии 1714 г. Указ Анны Иоановны 1731 г.
В) регулирование наследственных отношений Сводом законов Российской Империи;
Г) Декрет ВЦИК 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования»;
Д) Гражданский кодекс 1922 г.
Е) развитие законодательства о наследовании в довоенный и послевоенный периоды;
Ж) особенности регулирования наследственных отношений в Основах гражданского законодательства СССР и Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.;
З) регулирование наследственных отношений в части III Гражданского кодекса РФ, веденной в действие с 1 марта 2002 г.
Тема 2. Наследники как субъекты наследственных отношений. Лица, не имеющие права на принятие наследства (2 час.), с использованием метода активного обучения «Лекция пресс-конференция»
В начале занятия преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, написать их на листке бумаги и передать записку преподавателю. Преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы студентов.
Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента.
Основная цель лекции-пресс-конференции в начале изучения курса - выявление круга интересов и потребностей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. Данный метод направлен на формированиеобщекультурных компетенций: (ОК-3), (ОК-4); профессиональных компетенций: (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-6), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-11), (ПК-13), (ПК-15), (ПК-16).
1. Понятие наследственного правоотношения. Его основные черты:
А) понятие наследственного правоотношения;
Б) основные черты наследственного правоотношения;
2. Основания возникновения наследственного правоотношения (юридические факты):
А) юридические факты, необходимые для наследования по завещанию;
Б) юридические факты, необходимые для наследования по закону;
В) возможность наследования имущества по разным основаниям.
3. Элементы наследственного правоотношения:
А) субъекты наследственных отношений;
Б) объекты наследственных отношений;
В) субъективные права и юридические обязанности участников наследственного отношения.
4. Субъекты наследственного правоотношения:
А) граждане, иностранцы, лица без гражданства;
Б) юридические лица;
В) государство, субъекты РФ и муниципальные образования.
5. Объекты наследственного правоотношения. Понятие наследственной массы:
А) понятие объекта наследственного правоотношения;
Б) виды объектов наследственных правоотношений;
В) объекты, не входящие в состав наследства.
6. Содержание наследственного правоотношения (принятие наследства, отказ от наследства, наследственная трансмиссия):
А) понятие содержания наследственного правоотношения;
Б) принятие наследства;
В) отказ от наследства. Способы отказа от наследства.
7. Основания прекращения наследственного правоотношения:
А) принятие наследства;
Б) отказ от принятия наследства.