Точка безубыточности в деятельности предприятия. Методы определения точки безубыточности

Точкой безубыточности называется такой объем производства продукции, при котором прибыль от реализации оказывается нулевой, т.е. маржинальная прибыль совпадает с постоянными затратами.

Точка безубыточности легко вычисляется на основе данных отчетного периода, если принять следующую систему предположений:

1. Любое количество производимой продукции немедленно и без остатка продается по фиксированной цене;

2. Затраты, отнесенные к переменным, ведут себя в соответствии с определением этого вида затрат, т.е. прямо пропорционально зависят от количества производимой продукции;

3. Затраты, отнесенные к постоянным, ведут себя в соответствии с определением этого вида затрат, т.е. остаются неизменными при изменении количества производимой продукции.

В рамках предположения 1 точка безубыточности может измеряться непосредственно количеством производимой продукции или же выручкой от продажи продукции по фиксированной цене. Соответственно, можно говорить о точке безубыточности по количеству и точке безубыточности по выручке.

Предположение 2 означает, что при изменении объема производства должны оставаться постоянными следующие два удельных показателя:

− переменные затраты, приходящиеся на рубль выручки;

− переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции.

Но тогда будут оставаться постоянными и два других удельных показателя:

− маржинальная прибыль, приходящаяся на рубль выручки;

− маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции.

Выше отмечено, что точка безубыточности характеризуется ситуацией, когда маржинальная прибыль совпадает с постоянными затратами. Справедливы следующие правила расчета точек безубыточности:

− точка безубыточности по выручке равна отношению постоянных затрат к маржинальной прибыли, приходящейся на рубль выручки;

− точка безубыточности по количеству равна отношению постоянных затрат к маржинальной прибыли, приходящейся на единицу продукции.

Запас финансовой прочности показывает, сколь далеко текущий объем продаж находится от точки безубыточности. В зависимости от способа измерения объема продукции и самого запаса прочности различают три понятия:

− запас финансовой прочности по выручке – разница между выручкой от продажи продукции и точкой безубыточности по выручке;

− запас финансовой прочности по количеству – разница между количеством проданной продукции и точкой безубыточности по количеству;

− относительный запас финансовой прочности – процентное отношение запаса финансовой прочности по выручке (или количеству) к выручке от продажи продукции (или количеству проданной продукции).

Понятно, что при фиксированной цене определение последнего показателя через стоимостные или количественные параметры дает одинаковый результат.

При положительной величине производственной прибыли показатели запаса финансовой прочности также положительны. В этом случае они говорят, насколько можно снизить объем продаж (в стоимостном, количественном или процентном выражении), чтобы «опуститься» на точку безубыточности. Чем выше эти показатели, тем более устойчивой является основная (производственно-сбытовая) деятельность предприятия.

При отрицательной величине производственной прибыли (но положительной маржинальной прибыли) показатели запаса финансовой прочности также отрицательны. В этом случае их абсолютные значения говорят, насколько следует поднять объем продаж, чтобы «добраться» до точки безубыточности.

Планирование себестоимости является одной из основных составляющих технико-экономического планирования предприятия.

Цель планирования издержек (себестоимости) - это оптимизация текущих затрат предприятия для обеспечения необходимых темпов роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.

План по издержкам предприятия включает в себя следующие разделы:

− расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;

− калькулирование себестоимости видов продукции (работ и услуг);

− смета затрат на производство.

При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы:

1. Пофакторный метод - определение влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом.

2. Сметный метод - обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат.

3. Метод калькуляций - обоснование величины затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла.

4. Нормативный метод - уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов.

При планировании себестоимости продукции названные выше методы применяются в комплексе, они дополняют друг друга и делают процесс планирования издержек сквозным.

С целью повышения эффективности общественного производства имеет большое значение снижение себестоимости продукции, которое предполагает экономное потребление ресурсов.

Значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

− увеличение прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, что позволяет вести не только простое, но и расширенное воспроизводство;

− появление больших возможностей для решения социальных проблем коллектива предприятия, а также материального стимулирования работников;

− улучшение финансового состояния предприятия;

− появление возможности снижения продажной цены на свою продукцию, а это позволяет повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

Факторы снижения себестоимости - это количественно соизмеримые возможности экономии затрат.

Технико-экономические факторы можно объединить в 4 группы, среди которых выделяют главные:

1) повышение технического уровня производства:

− внедрение новой и совершенствование применяемой техники и технологии;

− расширение масштабов применения новой техники, технологии, модернизация и улучшение эксплуатации действующего оборудования;

− применение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива и энергии, улучшение их использования;

− повышение качества выпускаемой продукции, улучшение ее характеристик;

2) совершенствование управления, организации производства и труда:

− рационализация управления производством;

− улучшение организации и обслуживания производства;

− улучшение организации труда и использования рабочего времени;

− ликвидация излишних затрат и потерь (включая потери от брака);

3) изменение объема и структуры продукции, структуры производства:

− относительное изменение условно-постоянных расходов как следствие изменения объема производства продукции;

− относительное изменение амортизационных отчислений;

− изменение структуры выпускаемой продукции;

− ввод новых производств (а в объединениях также и ввод новых предприятий);

− освоение новых предприятий и подготовка производства на действующих предприятиях;

4) изменение условий хозяйствования:

− изменение цен на производимую продукцию;

− изменение цен на потребляемые сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, энергию;

− изменение оплаты труда в соответствии с решением правительства;

− изменение условий налогообложения;

− оценка основных фондов и изменение норм амортизации.

К особо важным источникам снижения себестоимости продукции относятся:

− увеличение объема производства за счет более полного использования производственной мощности, производственных площадей, совершенствования технологий, рациональной организации ремонта;

− снижение себестоимости продукции обеспечивается за счет повышения производительности труда;

− снижение себестоимости за счет экономного использования сырья, применения заменителей, совершенствование ассортимента и структуры производимой продукции, сокращение непроизводительных расходов и сокращение брака;

− сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: