Особенности эмпирического и теоретического мышления

Различение двух типов понятийного мышления происходило и в истории психологического знания. Для анализа выделялась, с одной стороны, мыслительная деятельность, направленная на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта, с другой—деятельность, раскрывающая сущность объектов, внутренние законы их развития. Первый тип мыслительной деятельности получил название рассудочной, или эмпирической, второй — разумной, или теоретической.

Эмпирическое и теоретическое мышление имеют в своей основе особый, характерный для каждого из них, тип абстрагирования и обобщения. При эмпирическом обобщении «последовательно рассматриваются отдельные качества различных предметов и определяется, в чем эти предметы отличаются друг от друга»[15]. Посредством сравнения этих качеств устанавливаются формально одинаковые, внешне сходные, общие признаки, среди которых выделяются существенные признаки, выступающие как общие, которые отчленяются от других, несущественных признаков, абстрагируются и фиксируются словом-понятием. Итогом произведенного таким образом обобщения выступает эмпирическое знание, которое «отражает лишь внешние свойства предметов и явлений... полностью опирается на наглядные представления»[16]. Мышление, осуществляющееся с помощью таких обобщений и абстракций, приводит к образованию эмпирических понятий. Способ их образования «предполагает возможность оперирования непосредственно ощутимыми признаками изучаемых предметов»[17].

На основе эмпирического мышления не выделяются существенные особенности самого предмета, внутренняя связь его сторон, не обеспечивается поиск и фиксация исходных отношений, определяющих сущность предметов. Они берутся такими, какими даны человеку в его чувственном отражении по своим внешним сходствам и различиям. Область мыслительных процессов такого мышления ограничена сравнением конкретно-чувственных данных с целью выделения формально общих признаков и составления классификации; опознанием конкретно-чувственных объектов с целью включения их в тот или иной класс. Эмпирическое мышление есть путь перехода мысли человека от частного к общему, от конкретных предметов, к общему, абстрактному значению слова, обозначающему класс некоторых сходных предметов. Оперируя понятиями, оно не вникает в их содержание и природу.

Такое мышление придает определенность суждениям человека, упорядочивает круг воспринимаемых им предметов и явлений, однако оно не обеспечивает ему ориентацию в проблемах теоретического характера, пронизывающих все формы духовной деятельности людей, определяемой теоретическим сознанием. Задача такой деятельности состоит в открытии исходных отношений, лежащих в основе происхождения и развития предметов и явлений.

При содержательном (или теоретическом) обобщении производится анализ некоторой целостной системы объектов окружающего мира «с целью открытия... генетически исходного, существенного, всеобщего отношения как основы ее внутреннего единства»[18]. Сначала путем абстрагирования вычленяется исходное отношение системы объектов, которое выступает в виде особенного для нее, определяется его специфика. Затем, в процессе установления закономерных связей этого отношения с единичными явлениями данной системы объектов производится обобщение, в процессе которого обнаруживается всеобщий характер выявленного исходного отношения «как основы внутреннего единства целостной системы»[19]

На основе содержательного обобщения формируются понятия. Содержание таких теоретических понятий отражает процесс развития связи всеобщего и единичного, сущности и явления, а форма представляет собой «способ выведения единичного из всеобщего, как способ восхождения от абстрактного к конкретному»[20].

Особенность теоретического мышления состоит в том, что оно не останавливается на внешнем сходстве или различии предметов и явлений объективной действительности, а исследует их собственную природу, рассматривает их изменения и связи как моменты широкого взаимодействия. Содержание такого мышления составляют объективно взаимосвязанные явления, представляющие собой целостную систему.

Теоретическое мышление осуществляется на основе анализа, главная задача которого «заключается в выделении внутри некоторой системы вещей такой ее генетической основы, из которой возникают все частные проявления системы. Цель анализа—это отыскание... исходной «клеточки» данной системы»[21] и последующее выведение ее частных проявлений из этого общего основания. Главная цель теоретического мышления «состоит в объяснении происхождения рассматриваемой системы, т. е. в доказательстве того, почему и как ее частные свойства и особенности возникли на основе исходной «клетки»[22]. В процессе такого мышления теоретическое понятие сводит воедино не различные несовпадающие вещи, а объективные связи всеобщего и единичного.

В ходе теоретического мышления на основе тщательного анализа опытных и экспериментальных данных человек приходит к идее внутренних источников происхождения и изменения изучаемых явлений. о взаимосвязи причин и следствий в этом процессе. Это мышление первоначально отвлекается от частных, внешних особенностей изучаемого предмета, выделяя и рассматривая в нем лишь главные, ведущие, внутренние отношения и связи. Только после того, когда изучены существенные стороны предмета и образованы о них понятия, человек переходит к выведению и, тем самым, пониманию различных частных и внешних проявлений этого предмета.

Целый ряд психологических исследований по возрастной и педагогической психологии, выполненных под руководством В. В. Давыдова, посвящен рассмотрению и анализу особенностей теоретического мышления. В результате таких исследований установлено, что теоретическое мышление имеет ряд характерных компонентов. Основными среди них являются рефлексия, анализ и планирование.

Рефлексия состоит в обращении субъекта к основаниям собственных действий и рассмотрении их с точки зрения соответствия внутренним условиям задачи, особенностям ее структуры. «Рефлексия необходима при познании опосредствованного, внутреннего и существенного бытия объектов... Ее функции проявляются при анализе человеком средств собственного познания и в отношении к его целям и условиям»[23]. Рефлексии выступают конституирующей чертой теоретического мышления, которое «только и начинается там, где сознание не просто выражает и пересказывает стихийно навязанные ему представления о вещах, а старается целенаправленно и критически проанализировать как вещи, так и представления о них»[24].

Теоретический анализ состоит в выявлении принципа или всеобщего способа решения предложенной задачи (в психологии задача понимается как «цель, заданная в определенных условиях»—А. Н. Леонтьев), который затем как бы «с места» переносится на целый класс подобных задач. При таком анализе «выделяется и фиксируется исходное отношение изучаемого предмета, главной целью такого анализа является поиск отношения, составляющего «клеточку» предмета как некоторой системы»[25]. Теоретический анализ необходим для выяснения внутренних свойств предметов и явлений, благодаря такому анализу осуществляется переход от непосредственно данного к опосредствованному, от случайного к необходимому, от явления к сущности.

Планирование обеспечивает выполнение действий во внутреннем плане, «в уме»[26], разработку «проектов» предполагаемых умственных действий, рассмотрение их достоинств и недостатков, выбор наиболее рациональных способов действий. Планирующая функция мышления характеризуется не самими операциональными и техническими возможностями оперирования образами объектов, а выступает как способность подчинить операции и цели действия поставленной задаче, т. е. как умение планировать решение задачи, различать в нем способ и результат, соотносить между собой промежуточные и конечные цели и результаты.

Реализация этих взаимосвязанных компонентов теоретического мышления возможна лишь на основе содержательных или теоретических обобщений и абстракции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: