Понятие «стиль научного мышления». Его функции в науке

Стиль научного мышления - исторически сложившаяся совокупность методологических регулятивов, идеалов и норм науки, философских принципов, определяющих содержание и направленность изменений науки на исторически-конкретном этапе ее развития. Понятие стиль научного мышления, наряду с понятиями «парадигма», «научно-исследовательская программа», «тема», «философские основания науки», «базовые модели знания», относится к ряду средств метатеоретического исследования структуры и динамики науки. Первоначально понятие стиль научного мышления было связано с вопросом об особенностях фундаментальных исследований: предполагалось, что господствующая наука или лидирующая фундаментальная теория определенной эпохи полностью определяли стиль научного мышления этой эпохи (категориальный состав знания, определенный тип логической организации знания). В ходе исследования феномена стиля научного мышления были уточнены представления о его сложной гетерогенной природе. Стиль научного мышления является социокультурным и внутринаучным феноменом и формируется под их воздействием. Основной механизм социокультурной детерминации стиля научного мышления связан с системой конкретно-исторических норм и идеалов науки, уходящих корнями в культуру эпохи. Нормы и идеалы науки, воплощаясь в фундаментальную лидирующую теорию, задают направленность иным теориям данной научной дисциплины, ряда дисциплин, науки в целом. В период становления опытного естествознания классическая механика определяла «видение», объяснение, описание, структуру строения теории не только всей механики, но и физики, химии, биологии, социальной философии. Философские представления, идеи в структуре стиля научного мышления участвуют в процессе осмысления пределов эвристичности старых идеалов научности и формировании новых. Через философскую составляющую стиля научного мышления происходит соотнесение идеалов и норм науки, методологических установок с особенностями изучаемого данной наукой объекта. Так было в период перехода в конце 19 в. ряда наук - биологии, физики, психологии, социологии - к изучению системных статистических объектов. Изучение массовидных объектов - газов, демографических и социальных систем и процессов, сложных органических объектов - потребовало переосмысления старых и выработки новых философских понятий: случайность, вероятность, возможность, историзм, эволюция. С одной стороны, в этих философских категориях отразилось новое понимание строения материального мира и его объектов. С другой стороны, в них в отрефлектированном, объективированном виде выразились основные ценностные предпочтения этого исторического периода. Основу философских представлений стиля научного мышления составляют детерминистские категории: обусловленность, связь, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность. Именно через них с наибольшей полнотой «просвечивает» характер организации объектов науки и особенности взаимодействия между феноменами материального мира. Анализ объектной детерминации стиля научного мышления выявляет теснейшую связь стиля научного мышления с научной картиной мира, поскольку именно научная картина мира формирует базовые знания о системно-структурных особенностях изучаемых наукой объектов, об их пространственно-временных характеристиках, особенностях взаимодействия материальных объектов. Взаимная согласованность стиля научного мышления и научной картины мира особенно отчетливо проявляется в переломные моменты развития науки: при смене лидирующих теорий, научной революции. В конце 19 - начале 20 в. выход на арену биологии популяционной генетики, возникновение системного и кибернетического подходов обнаружили ограниченность дарвиновской картины биологической реальности и ее операциональной составляющей - вероятностного стиля мышления в биологии. Становление синтетической теории эволюции ориентировалось на новую картину мира и новое понимание биообъекта. Биообъект стал представляться как сложная самоуправляемая и саморазвивающаяся система. Сформировались адекватные философские и методологические познавательные понятия и принципы: информация, саморегуляция, саморазвитие, целесообразность, прямая и обратная связь, автономность, эволюция, которые объективировали новый кибернетический стиль научного мышления в биологии. Стиль научного мышления имеет сложную структуру. В ней можно, как базовые, выделить несколько уровней. Первый включает идеалы и нормы, выражающие специфику научной деятельности в целом: направленность на объективное знание, субъект-объектная расчлененность познавательной структуры. Другой уровень содержит философские представления, методологические предписания, нормы познания, общие для всех конкретных наук. Например, требования лапласовского детерминизма для наук конца 18 - 1-й половины 19 в. Следующий уровень конкретизирует первые два применительно к специфике предметной области науки и особенностям исторического развития самой данной науки. Французский биолог 18 в. Ламарк, реализуя лапласовские механистические принципы, принял образ «лестницы существ» в качестве объяснительной схемы взаимодействия живых объектов. Это было относительно прямолинейное изображение ряда или цепи независимых групп организмов. На этом уровне нормы и идеалы объяснения, описания, доказательства, обоснования, строения научного теории, составляющие основу структуры стиля научного мышления, приобретают адекватное конкретно научное звучание и оформление. Стиль научного мышления выполняет по отношению к формирующемуся научному знанию многообразные функции. Стиль научного мышления выполняет интегрирующую роль по отношению к разнородным компонентам научно-теоретического знания: научной картины мира, философским основаниям науки, массиву конкретно-теоретического знания. Стиль научного мышления регулирует и ориентирует научное исследование в определенном, заданном социумом и внутринаучными реалиями, направлении. Стиль научного мышления выступает также как механизм, обеспечивающий диалог, связь между целями и потребностями науки и требованиями и возможностями социокультурного целого, запросами исторического времени. Особенностью современного, только формирующегося экологического стиля научного мышления можно считать признание принципиальной неустранимости ценностной основы познания. В экологическом стиле мышления в биологии обретают теоретический статус моральные экологические императивы, принцип коэволюции мира человека и мира природы. Человеческое измерение в современной физике, химии отражено в активной разработке и освоении антропного космологического принципа, идей неравновесности, концепции глобального эволюционизма. Перспектива современных исследований феномена стиля научного мышления определяется не только когнитивно-методологической, но и социологической и психологической направленностью его разработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: