Научное знание целостно: лишь абстрагируясь от реального познавательного процесса, в нем можно выявить результат и процесс его производства. И в то же время каждый элемент научного знания имеет свою специфику, методы получения и функции. В частности, в науке выделяется эмпирическое и теоретическое знание. В структуре науки выделяются эмпирический и теоретический уровни и соответственно эмпирические и теоретические методы организации научного познания. Специфическим элементом научного знания являются методы научного познания. Метод — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод научного познания — это система приемов и правил мышления и практических (предметно-чувственных) действий, применяя которые исследователи получают новое знание. Методы научного познания являются его сознательно разработанными приемами. Они опираются на предшествующие достижения познания. Метод научного познания — аналог современного состояния науки, в нем воплощены имеющиеся знания о предмете исследования: в зависимости от уровня наших знаний мы выбираем соответствующий метод его дальнейшего изучения.
Эмпирическое знание представляет собой совокупность научных фактов, образующих базис теоретического знания. Эмпирические знания исследователи получают посредством применения двух основных методов: наблюдения и эксперимента.
Наблюдение — целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта. Постановка цели, способов наблюдения, плана контроля за поведением исследуемого объекта, использование приборов — таковы важнейшие особенности конкретного наблюдения. Результаты наблюдения дают нам первичную информацию о действительности в форме научных фактов.
Эксперимент — такой прием научного исследования, который предполагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях. В эксперименте исследователь активно вмешивается в условия протекания научного исследования. Он может остановить ход процесса на любой стадии, что позволяет изучить его более детально. Он может ставить исследуемый объект в разнообразные связи с другими объектами или создавать условия, в которых он ранее не наблюдался, и тем самым устанавливать новые, не известные науке свойства. Эксперимент позволяет воспроизводить изучаемое явление искусственно и проверять результаты теоретического или эмпирического знания практикой.
Эксперимент всегда, а в современной науке в особенности, связан с использованием порой очень сложных технических средств, т. е. приборов. Прибор — это устройство или система устройств, обладающих заданными свойствами, для получения информации о явлениях и свойствах, недоступных органам чувств человека. Приборы могут усиливать наши органы чувств, измерять интенсивность свойств объекта или устанавливать следы, оставляемые в них объектом исследования. Широкое применение приборов в научных исследованиях побудило ученых задуматься над вопросом о том, не искажают ли приборы реальные процессы природы? М. Борн, например, считал, что «наблюдение или измерение относится не к явлению природы как таковому, а только к аспекту, под которым оно рассматривается в системе отсчета, или к проекциям на систему отсчета, которая само собой разумеется, создается всей применяемой установкой». (Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. С. 279). Правли Борн? Ведь эксперимент действительно нарушает естественное течение процесса. Однако это не означает, что мы познаем предмет, определенным образом измененный вмешательством человека, но не предмет как таковой. Почему? Да потому, что наличие или отсутствие определенных связей также может стать предметом анализа, что позволяет всесторонне исследовать предмет, выявляя все новые его свойства.
В зависимости от целей исследования различают исследовательский эксперимент (открытие нового) и проверочный (установление истинности гипотез). В эксперименте обнаруживаются и демонстрируются новые свойства, качественные и количественные характеристики объекта, связанные с изменением его свойств. По объекту исследования выделяются природный и социальный эксперимент, а по способам осуществления — естественный и искусственный, модельный и непосредственный, реальный и мысленный. Различают также научный и произ-
водственный эксперимент. Производственный эксперимент включает разновидности промышленного или полевого. Особое место занимает модельный эксперимент. Различают физическое и математическое моделирование. Физическая модель воссоздает известные свойства исследуемого объекта для установления неизвестных (модели самолетов, космических кораблей или нейронов и т. п.). Математическая модель строится на формальном (математическом) подобии разнообразных объектов, характеризующих их общую функциональную зависимость, что также позволяет вскрыть неизвестные свойства реальных объектов. Мысленный эксперимент, как правило, предшествует реальному.
Важнейший компонент эмпирических методов познания - сравнение, т. е. выявление сходства или различия устанавливаемых в наблюдении или эксперименте свойств исследуемых объектов. Частным случаем сравнения является измерение, т. е. процесс определения величины, которая характеризует степень развития свойств объекта. Оно производится в форме сравнения с другой величиной, принятой за единицу измерения. Результаты наблюдения и эксперимента обладают научной значимостью лишь при условии, если они выражены посредством измерения.
Результатом и формой существования эмпирического знания является научный факт. Понятие факта имеет разное смысловое содержание. Среди множества определений термина «факт» можно выделить следующие. Во-первых, факт как явление действительности, «происшествие, случай, событие, дело, быль, быть, данное, на коем можно основаться». (Даль В. Толковый словарь великорусского языка. М., 1982. Т. 4. С. 531). Это так называемые факты жизни, существующие независимо от того, осознаны они человеком или нет. Факты жизни суть нбчто реальное — в противоположность вымышленному, отдельное с ярко выраженными чертами единичности, неповторимости. Во-вторых, понятие «факт» употребляется для обозначения осознанных событий и явлений действительности. Многогранность наших познавательных возможностей проявляется в том, что один и тот же факт действительности может быть осознан на обыденном или научном уровнях познания, в искусстве, публицистике или юридической практике. Поэтому различные факты, устанавливаемые разными способами, обладают и различной степенью достоверности» Очень часто может возникать иллюзия тождества факта науки и события действительности, что позволяет некоторым философам и ученым говорить об истине факта как об абсолютной истине. Такое представление не соответствует реальной картине познания, догматизирует и упрощает его.
Факты имеют сложное строение. Они включают в себя информацию о действительности, интерпретацию факта, способ его получения и описания.
Ведущая сторона факта — информация о действительности, предполагающая формирование наглядного образа действительности или отдельных ее свойств. Соответствие факта действительности характе-
ризует его как истинный. В силу этих особенностей факты являются эмпирическим основанием науки, важнейшим способом подтверждения или опровержения теории. Благодаря фактам действительность осознается непредвзято, в относительной самостоятельности от теории, если отвлечься от так называемой теоретической нагруженности факта, которая сообщает нашему мировосприятию известные черты заданности. Факты позволяют открыть явления, которые не вписываются в рамки старой теории, противоречат ей.
Важный компонент факта — интерпретация, которая реализуется в различных формах. Возможен ли эксперимент без теории? Ответ может быть только отрицательным: нет, невозможен. Научный факт опосредован теорией, на основе которой определяются задачи эмпирического исследования и интерпретируются его результаты. Интерпретация включается в факт как теоретико-методологическая предпосылка его формирования, теоретический вывод из факта, его научное объяснение или как оценка, осуществляемая с разных идеологических, научных или мировоззренческих установок.
Факт содержит в себе и материально-техническую или методическую сторону, т. е. способ его получения. Его достоверность во многом зависит от того, каким способом он получен. Расхождения результатов эмпирических исследований, наличие фактов, противоречащих друг другу могут объясняться различием методик.
В структуру факта включается также язык его описания, поскольку выбор языка определяет и характер его интерпретации, и степень достоверности, и возможности его включения в массив научного знания.
Научный факт включается в теоретическую систему и обладает двумя фундаментальными свойствами, а именно достоверностью и инвариантностью. Достоверность научного факта проявляется в том, что он воспроизводим и может быть получен путем новых экспериментов, проведенных в разное время исследователями. Инвариантность научного факта заключается в том, что он сохраняет свою достоверность независимо от многообразных интерпретаций.
Факты науки становятся основанием теории благодаря их обобщению. Простейшие формы обобщения фактов — систематизация и классификация, осуществляемые на основе их анализа, синтеза, типологии, использования первичных объяснительных схем и т. п. Известно, что многие научные открытия (например, теории происхождения видов Ч. Дарвина, периодической системы элементов Д. И. Менделеева) были бы невозможны без предварительной работы ученых по систематизации и классификации фактов.
Более сложными формами обобщения фактов являются эмпирические гипотезы и эмпирические законы, раскрывающие устойчивую повторяемость и связи между количественными характеристиками исследуемых объектов, устанавливаемых с помощью фактов науки.