Эмпирическое знание

Научное знание целостно: лишь абстрагируясь от реального по­знавательного процесса, в нем можно выявить результат и процесс его производства. И в то же время каждый элемент научного знания имеет свою специфику, методы получения и функции. В частности, в науке выделяется эмпирическое и теоретическое знание. В структуре науки выделяются эмпирический и теоретический уровни и соответственно эм­пирические и теоретические методы организации научного познания. Специфическим элементом научного знания являются методы науч­ного познания. Методспособ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод научного познания — это система приемов и правил мышления и практических (предметно-чувственных) действий, применяя которые исследователи получают новое знание. Ме­тоды научного познания являются его сознательно разработанными приемами. Они опираются на предшествующие достижения познания. Метод научного познания — аналог современного состояния науки, в нем воплощены имеющиеся знания о предмете исследования: в за­висимости от уровня наших знаний мы выбираем соответствующий метод его дальнейшего изучения.

Эмпирическое знание представляет собой совокупность научных фак­тов, образующих базис теоретического знания. Эмпирические знания исследователи получают посредством применения двух основных ме­тодов: наблюдения и эксперимента.

Наблюдение — целенаправленное преднамеренное восприятие исследуе­мого объекта. Постановка цели, способов наблюдения, плана контроля за поведением исследуемого объекта, использование приборов — та­ковы важнейшие особенности конкретного наблюдения. Результаты наблюдения дают нам первичную информацию о действительности в форме научных фактов.

Эксперимент — такой прием научного исследования, который пред­полагает соответствующее изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях. В эксперименте исследователь актив­но вмешивается в условия протекания научного исследования. Он мо­жет остановить ход процесса на любой стадии, что позволяет изучить его более детально. Он может ставить исследуемый объект в разноо­бразные связи с другими объектами или создавать условия, в которых он ранее не наблюдался, и тем самым устанавливать новые, не извест­ные науке свойства. Эксперимент позволяет воспроизводить изучае­мое явление искусственно и проверять результаты теоретического или эмпирического знания практикой.

Эксперимент всегда, а в современной науке в особенности, свя­зан с использованием порой очень сложных технических средств, т. е. приборов. Приборэто устройство или система устройств, об­ладающих заданными свойствами, для получения информации о явлениях и свойствах, недоступных органам чувств человека. Приборы могут уси­ливать наши органы чувств, измерять интенсивность свойств объекта или устанавливать следы, оставляемые в них объектом исследования. Широкое применение приборов в научных исследованиях побудило ученых задуматься над вопросом о том, не искажают ли приборы ре­альные процессы природы? М. Борн, например, считал, что «наблю­дение или измерение относится не к явлению природы как таковому, а только к аспекту, под которым оно рассматривается в системе от­счета, или к проекциям на систему отсчета, которая само собой разу­меется, создается всей применяемой установкой». (Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. С. 279). Правли Борн? Ведь экспе­римент действительно нарушает естественное течение процесса. Од­нако это не означает, что мы познаем предмет, определенным образом измененный вмешательством человека, но не предмет как таковой. Почему? Да потому, что наличие или отсутствие определенных связей также может стать предметом анализа, что позволяет всесторонне ис­следовать предмет, выявляя все новые его свойства.

В зависимости от целей исследования различают исследовательский эксперимент (открытие нового) и проверочный (установление истин­ности гипотез). В эксперименте обнаруживаются и демонстрируются новые свойства, качественные и количественные характеристики объ­екта, связанные с изменением его свойств. По объекту исследования выделяются природный и социальный эксперимент, а по способам осу­ществления — естественный и искусственный, модельный и непосред­ственный, реальный и мысленный. Различают также научный и произ-

водственный эксперимент. Производственный эксперимент включает разновидности промышленного или полевого. Особое место занимает модельный эксперимент. Различают физическое и математическое мо­делирование. Физическая модель воссоздает известные свойства ис­следуемого объекта для установления неизвестных (модели самолетов, космических кораблей или нейронов и т. п.). Математическая модель строится на формальном (математическом) подобии разнообразных объектов, характеризующих их общую функциональную зависимость, что также позволяет вскрыть неизвестные свойства реальных объек­тов. Мысленный эксперимент, как правило, предшествует реальному.

Важнейший компонент эмпирических методов познания - срав­нение, т. е. выявление сходства или различия устанавливаемых в на­блюдении или эксперименте свойств исследуемых объектов. Частным случаем сравнения является измерение, т. е. процесс определения ве­личины, которая характеризует степень развития свойств объекта. Оно производится в форме сравнения с другой величиной, принятой за единицу измерения. Результаты наблюдения и эксперимента обла­дают научной значимостью лишь при условии, если они выражены по­средством измерения.

Результатом и формой существования эмпирического знания явля­ется научный факт. Понятие факта имеет разное смысловое содержа­ние. Среди множества определений термина «факт» можно выделить следующие. Во-первых, факт как явление действительности, «проис­шествие, случай, событие, дело, быль, быть, данное, на коем можно основаться». (Даль В. Толковый словарь великорусского языка. М., 1982. Т. 4. С. 531). Это так называемые факты жизни, существующие независимо от того, осознаны они человеком или нет. Факты жизни суть нбчто реальное — в противоположность вымышленному, отдель­ное с ярко выраженными чертами единичности, неповторимости. Во-вторых, понятие «факт» употребляется для обозначения осознан­ных событий и явлений действительности. Многогранность наших познавательных возможностей проявляется в том, что один и тот же факт действительности может быть осознан на обыденном или науч­ном уровнях познания, в искусстве, публицистике или юридической практике. Поэтому различные факты, устанавливаемые разными спо­собами, обладают и различной степенью достоверности» Очень часто может возникать иллюзия тождества факта науки и события действи­тельности, что позволяет некоторым философам и ученым говорить об истине факта как об абсолютной истине. Такое представление не соот­ветствует реальной картине познания, догматизирует и упрощает его.

Факты имеют сложное строение. Они включают в себя информацию о действительности, интерпретацию факта, способ его получения и опи­сания.

Ведущая сторона факта — информация о действительности, пред­полагающая формирование наглядного образа действительности или отдельных ее свойств. Соответствие факта действительности характе-

ризует его как истинный. В силу этих особенностей факты являются эмпирическим основанием науки, важнейшим способом подтверж­дения или опровержения теории. Благодаря фактам действительность осознается непредвзято, в относительной самостоятельности от тео­рии, если отвлечься от так называемой теоретической нагруженности факта, которая сообщает нашему мировосприятию известные черты заданности. Факты позволяют открыть явления, которые не вписыва­ются в рамки старой теории, противоречат ей.

Важный компонент факта — интерпретация, которая реализуется в различных формах. Возможен ли эксперимент без теории? Ответ может быть только отрицательным: нет, невозможен. Научный факт опосредован теорией, на основе которой определяются задачи эмпи­рического исследования и интерпретируются его результаты. Интер­претация включается в факт как теоретико-методологическая предпо­сылка его формирования, теоретический вывод из факта, его научное объяснение или как оценка, осуществляемая с разных идеологических, научных или мировоззренческих установок.

Факт содержит в себе и материально-техническую или методиче­скую сторону, т. е. способ его получения. Его достоверность во многом зависит от того, каким способом он получен. Расхождения результатов эмпирических исследований, наличие фактов, противоречащих друг другу могут объясняться различием методик.

В структуру факта включается также язык его описания, посколь­ку выбор языка определяет и характер его интерпретации, и степень достоверности, и возможности его включения в массив научного зна­ния.

Научный факт включается в теоретическую систему и обладает дву­мя фундаментальными свойствами, а именно достоверностью и инва­риантностью. Достоверность научного факта проявляется в том, что он воспроизводим и может быть получен путем новых экспериментов, проведенных в разное время исследователями. Инвариантность науч­ного факта заключается в том, что он сохраняет свою достоверность независимо от многообразных интерпретаций.

Факты науки становятся основанием теории благодаря их обобще­нию. Простейшие формы обобщения фактов — систематизация и клас­сификация, осуществляемые на основе их анализа, синтеза, типоло­гии, использования первичных объяснительных схем и т. п. Известно, что многие научные открытия (например, теории происхождения ви­дов Ч. Дарвина, периодической системы элементов Д. И. Менделеева) были бы невозможны без предварительной работы ученых по система­тизации и классификации фактов.

Более сложными формами обобщения фактов являются эмпириче­ские гипотезы и эмпирические законы, раскрывающие устойчивую по­вторяемость и связи между количественными характеристиками ис­следуемых объектов, устанавливаемых с помощью фактов науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: