Виды вопросов

Вопрос в ходе маркетингового исследования — это некоторое выска­зывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей иден­тифицировать характеристики изучаемого предмета исследования.

Существует много различных подходов к классификации вопросов. Наиболее известны следующие классификационные признаки, представленные в таблице 3.

Таблица 3 - Классификация вопросов

Классификационный признак Виды вопросов
По содержанию Вопросы о фактах
Вопросы о поведении
Вопросы о знании или осведомленности
  Вопросы об установках и отношении
  Вопросы о мотивах
  Вопросы о намерениях
По выполняемой функции Функционально-психологические вопросы Контактные вопросы
  Буферные вопросы
Вопросы, поддерживающие респондента
    Вопросы для снятия установок
    Провоцирующие вопросы
  Контрольные вопросы
  Фильтрующие вопросы
  Уточняющие вопросы
По форме предполагаемого ответа Открытые вопросы
Полузакрытые вопросы
Закрытые вопросы
По форме вопроса Вопросы в прямой форме
  Вопросы в косвенной форме
По форме представления вопроса Текстовые вопросы
Графические шкалы
Табличные вопросы
Анимационные вопросы
Мнемонические вопросы
         

В зависимости от преследуемой исследователем цели вопросы подразделяются на три основные группы:

1 вопросы, характеризующие самого респондента («паспортичка»); это вопросы о поле, возрасте, семейном положении, образовании, уровне доходов и т.д.;

2 результативные вопросы, имеющие непосредственное отношение к задачам исследования;

3 функциональные вопросы, управляющие процессом коммуникации с респондентом. Эта группа необходима для упрочнения процедуры опроса; сведения, полученные с их помощью, могут не обрабатываться для целей исследования, но могут быть использованы для уточнения методик проектирования анкет.

В свою очередь, в ряду функциональных вопросов представлены:

- функционально-психологические;

- вопросы-фильтры призваны установить принадлежность респондента к какой-либо аудитории, например, к пользователям отдельного товара;

- контрольные вопросы (так называемый детектор) оценивают как искренность и серьезность респондента, так и добросовестность интервьюера. В арсенале этой группы – дублирующие вопросы, противоречащие позиции, вопросы с заранее известными ответами;

- уточняющие вопросы (востребованы в свободных формах опроса) позволяют вернуться к ранее обсуждавшейся теме для выяснения каких-либо нюансов.

Функционально-психологические вопросы помогают перейти к вопросам другой направленности или тематики, снять психологические барьеры для ответа на вопросы о статусе или специфике поведения, завершить беседу. Включают:

1 контактные вопросы помогают установить доверительные отношения с респондентом; такие вопросы уместны при проведении качественных опросов;

2 буферные вопросы служат для разграничения отдельных тематических блоков и одновременно для нейтрализации влияния одних ответов на другие;

3 вопросы, поддерживающие респондента, призваны укрепить мнение респондента о значимости его участия в проводимом исследовании;

4 вопросы для снятия установок позволяют сгладить влияние предубеждений, могущих привести к искажению ответов респондентов. Например, из соображений о престижности респондент может назвать более известную марку планируемого к покупке товара. Или респондент может расценить предлагаемые варианты ответа как социально неприемлемые в глазах общественности;

5 провоцирующие вопросы стимулируют спонтанные, иногда очень ценные для исследователя, ответы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: