double arrow

История возрастной психологии: вклад А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:
1) первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;
2) второй вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного
этапа они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии
ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами - ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности
не отменяет другие субдоминантные виды деятельности. Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов,т. е. психологических новообразований на
фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психического развития, в которой последовательно сменяются
два основных вектора развития ребенка. При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со
взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.
При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественно освоение способов действий и эталонов.
Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностномотивационной сферы и как результат этого - освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, результатом
чего становится освоение общественно выработанных
способов действий с предметами. Предпосылки новой деятельности возникают в ведущей деятельности данного периода.

В отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) деятельность рассматривается как процесс, который порождает психику, а механизмы развития деятельности - как условия формирования интеллектуальной, аффективной и потребностно-мотивационной сфер личности.
В ходе деятельности происходят процессы ≪опредмечивания≫ (субъект воплощает свои замыслы, т. е. в конечном счете свои психологические качества, в предмете) и
≪распредмечивания≫ (субъект ≪присваивает≫ качества объекта деятельности).
А. Н. Леонтьев разграничил понятия ≪деятельность≫, ≪действие≫, ≪операция≫, установил их диалектическую взаимосвязь и показал, что от мотива деятельности зависит ее личностный смысл, готовность к реализации цели. Мотив деятельности может переходить на цель действия, превращая действие в деятельность. Переход мотива
(сдвиг мотива на цель действия) - исключительно важный момент, на основе которого возникают качественно новые отношения людей к действительности. Изменения
в иерархии мотивов приводят к тому, что одни мотивы приобретают основную смыслообразующую функцию, а другие становятся подчиненными, играя роль стимулов.
Единая взаимосвязанная система мотивов деятельности,
возникающая в их развитии, и составляет психологический фундамент личности.
Смена смыслообразующих, возникновение более высоких нравственных мотивов демонстрирует развитие мотивационной сферы личности. Активная позиция деятельности заключается в формировании новых мотивов,
их целенаправленной перестройке. В мотивах опредмечиваются те или иные потребности человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической
мотивационно-потребностной структуры, где доминируют высшие духовные потребности. Сознательно выдвигая цели собственной деятельности, когнитивно преобразуя потребности, человек строит программу действий, выступает как личность, ответственная за свои поступки. Процесс развития деятельности, ее расширения и
усложнения наиболее интенсивно протекает у растущего
человека, определяя становление его как личности. Причем это закономерное развитие, процесс которого обеспечивает освоение ребенком как действий, операций, так
и мотивов, целей, социальных норм, приводя к овладению миром вещей и выработке позиции в мире людей. Таким образом, деятельность выступает как условие и
способ развития личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: