Становление понятия феода на примере королевства франков. Франкское королевство при потомках Хлодвига

В IX веке в государствах Западной Европы стала складываться новая форма собственности на землю. Начало ей было положено в годы правления Карла Мартелла, который для борьбы с арабами создал постоянное конное войско. Чтобы его воины могли приобрести коня и дорогостоящее вооружение, Карл дал каждому из них надел земли с проживавшими на ней крестьянами. Они должны были снабжать воина всем необходимым.

 

Конные воины — рыцари не были собственниками земли, а получали ее в условное владение. Это означало, что воин владел землей лишь при условии службы в войске. Если же он оставлял ее, земля у него отбиралась и передавалась другому. Но его сын мог продолжать служить, как и отец, и тогда земля переходила к нему по наследству. Такое владение с крестьянами, получаемое за службу, стало называться феодом, а его владелец — феодалом.

В годы правления Карла Великого в его королевстве все землевладельцы стали условными держателями своих земель. Сложилась стройная «феодальная лестница». Во главе нее стоял сам король. Он считался собственником всей земли в государстве. Король жаловал свои земли графам и герцогам, становясь для них сеньором. За полученную землю они выполняли определенные обязанности. Графы и герцоги должны были являться по призыву короля в его войско вместе со своей дружиной, следить за порядком в своих владениях, собирать налоги.

Если они нарушали вассальную клятву, король мог отобрать пожалованные земли.

Герцоги и графы, в свою очередь, раздавали часть полученных земель баронам и рыцарям и тоже заставляли их давать вассальную клятву. При этом они сами становились для них сеньорами. Получив землю, барон или рыцарь брал на себя обязательство являться по призыву господина в его дружину. Если он это обязательство нарушал, земля у него отбиралась.

 

При такой системе отношений вассал подчинялся только своему непосредственному сеньору, а не королю. И только собственный сеньор мог его наказать, лишив феода. В Средние века существовало правило: вассал моего вассала — не мой вассал. Главной добродетелью стала не преданность королю и государству, а верность лишь своему непосредственному сеньору.

Еще одним землевладельцем в Средние века была церковь. Представители высшего духовенства, владевшие землей, могли быть как сеньорами, так и вассалами.

Основанием феодальной лестницы, на которой покоилось все феодальное общество, было крестьянство. Крестьяне ни для кого не могли быть сеньорами, а являлись лишь слугами и работниками.

Постепенно вассальные отношения распространились и в других европейских государствах, став одной из отличительных черт средневековой Европы. От термина «феод» произошло понятие феодализм, которым позже стал обозначаться весь период средневековой европейской истории.

После смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя сыновьями: Теодорих стал королем Реймса, Хлодомир — Орлеана, Хильдеберт — Парижа и Хлотарь — королем Суассона. Раздробленность королевства не помешала франкам объединить свои усилия для совместных действий против бургундов, государство которых было покорено после затяжной войны в 520—530 годах. Ко времени сыновей Хлодвига относится и присоединение области будущего Прованса, оказавшееся бескровным. Меровингам удалось добиться передачи этих земель от остготов, втянутых в длительную войну против Византии.

В 558 году вся Галлия объединилась под властью Хлотаря I, владевшего ею до своей смерти в 561 году. Но и у него было четыре наследника, что привело к новому дроблению государства на три части — Бургундию (на востоке Франкского королевства, на территории бывшего государства бургундов), Австразию (на северо-востоке Галлии, в том числе исконные земли франков по берегам Рейна и Мааса) и Нейстрию (на северо-западе с центром в Париже). На юге-западе располагалась Аквитания, которая считалась общей территорией всех трёх франкских королей. Традиция наследственного деления имущества была у всех германских народов: после смерти короля все его дети мужского пола должны были получить свою долю, так как королевство считалось личным имуществом предыдущего правителя. Следовательно, королевство постоянно дробилось, а желание собрать под своей властью как можно большую территорию приводило к братоубийственным заговорам и войнам. Например, после смерти Хлодомира Хильдеберт и Хлотарь объединились и убили малолетних наследников своего брата, а его королевство поделили между собой. Кроме того, в раннем средневековье ещё была широко распространена кровная месть, поэтому одно убийство влекло за собой целую серию новых конфликтов, сражений и тайных заговоров. Примером тому может послужить сорокалетняя война (575—613) между двумя франкскими королевами — Фредегондой, женой короля Нейстрии, и Брунгильдой, женой короля Австразии. В конце концов сыну Фредегонды Хлотарю II (613—628) удалось объединить под своей властью три королевства франков, свергнув и жестоко казнив Брунгильду. Он сумел этого добиться благодаря поддержке местной знати и духовенства, так как он обязался не вмешиваться в их дела, что значительно усилило землевладельцев-магнатов, графов и епископов.

После смерти Хлотаря II ему наследовали два его сына — Дагоберт и Хариберт. Правление Дагоберта (629—639) было особенно успешным, так как ему удалось ненадолго укрепить престиж королевской власти и проводить успешную завоевательную политику. Он сумел присоединить к своему королевству земли алеманнов, совершил несколько походов в Италию, Испанию и славянские земли Центральной Европы и даже ненадолго захватил Бретань. Но для поддержки знати и духовенства Дагоберту приходилось раздавать земли, что исчерпало запасы государственного земельного фонда (фиска). Дагоберт умер в 639 году и был похоронен в базилике аббатства Сен-Дени, которая с этого момента стала главной усыпальницей французских королей.

Несмотря на недолгое усиление королевской власти при Дагоберте, все больше власти получали майордомы (лат. major domus — управляющий дворцовым хозяйством) во всех трех королевствах. Они заведовали доходами и расходами королевского двора, командовали стражей, выступали в качестве представителей королей перед знатью. Период бездействия королей и фактического правления майордомов принято называть периодом «ленивых королей».

Но всё-таки имя и сакральный статус[1] Меровингов позволили наследникам Дагоберта оставаться у власти ещё некоторое время. К примеру, Сигеберт III, сын Дагоберта, почитался франками как святой. Поэтому попытка майордома Гримоальда Старшего отстранить Дагоберта II, сына Сигеберта, от власти закончилась казнью Гримоальда. История Дагоберта II, отстранённого от власти майордомом (его отослали в Ирландию, но он вернулся), стала отправным пунктом исторической фантазии М. Байджента, Р. Лея и Г. Линкольна о спасении Меровингов.

Падение Меровингов затянулось на столетие. После неудачи Гримоальда майордомы стремились использовать сакральный статус королей в политической борьбе: после поражения Австразии в войне против Нейстрии безвластный австразийский король был увезен в Париж, что означало потерю Австразией самостоятельности. Во второй половине VII века франкское государство вновь распалось, но в первой трети VIII века его объединил Карл Мартелл, могущественный победитель в битве при Пуатье. Несмотря на успехи, Карл не решился занять трон. Долгое время майордом, принявший вместо престола титул вице-короля, избирал другую тактику. Престол оставался вакантным, пока сыновья Карла Мартелла не возвели на него Хильдерика III, до того времени заключенного в монастырь.

Майордом Пипин Короткий, сын Карла Мартелла, подавил внешних и внутренних врагов, а затем решил уничтожить и фиктивную королевскую власть Меровингов. После переговоров с папой Захарием Пипин был помазан и провозглашен королем Франкского королевства. Последнего Меровинга, Хильдерика III, Пипин остриг и заключил в монастырь в ноябре 751 года.

Государство Меровингов ещё в значительной мере было языческим. Не менее важно и то, что христианизация не имела в нём статуса государственной политики: католическую веру распространяли добровольцы-миссионеры, зачастую прибывшие из соседних регионов. Такие проповедники в V—VII веках обращали язычников, живших во внутренних районах государства франков — в окрестностях Парижа, Орлеана и т. д. Влияние папы в государстве франков было практически незаметно. Показательно то, что для низвержения Меровингов (с учётом прошлых неудачных попыток) потребовалась также санкция папы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: