Начало крестоносного движения. Поход бедноты. 1-й крестовый поход

Крестовые походы - военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество. XI—XIII вв., Первые Крестовые походы отличались массовым характером и стихийностью. Постепенно социальная база движения сужалась и они все более становились чисто рыцарскими экспедициями. Термин Крестовые походы стал общепринятым с XVII—XVIII столетий. Участники первых Крестовых походов, нашивавшие на одежды знак креста, называли себя пилигримами, а походы — паломничеством. Причинами походов был большой комплекс факторов. Постепенно укоренялось представление, что истинный источник богатств находится на востоке. купцы привозили предметы роскоши. Люди начали верить в то, что овладеть богатствами Востока дело отнюдь не невозможное и даже богоугодное. Римско-католическая церковь сыграла большую роль в подготовке Крестовых походов, дав им нравственную психологическую, а нередко и материальную основу.

Клермонский Собор. марте 1095 г. Присутствие послов византийского императора на соборе в Пьяченце (Италия) в марте 1095 г. было использовано папой Урбаном II начало пропаганды военной экспедиции на Восток, он выступил 27 ноября 1095 г. с проповедью на открытой площади перед большим скоплением мирян и клириков.

Первый крестовый поход (1096—1099). Весной 1096 г. из Шампани, Лотарингии, областей Рейна тысячи крестьян, соединись в отряды и двинулись на Восток. Ими предводительствовали проповедники, как Петр Пустынник, священники. Путь лежал вдоль Рейна Дуная через Венгрию, Белград и Филиппополь (Пловдив) к Константинополю. Лишенные необходимых запасов продовольствия, пополнявшиеся ватагами бродяг и авантюристов, грабили и бесчинствовали. Когда поредевшие и уже деморализованные отряды в августе 1096 г. прибыли к Константинополю, император Алексей I после переговоров с Петром Пустынником, отказавшимся ждать подхода основных сил рыцарей, переправил их через Босфор в Малую Азию. Не дойдя до Никеи, крестьянское ополчение было разгромлено сельджуками. Рыцарские ополчения несколькими колоннами тронулись в путь позднее крестьянских. Рыцарей сопровождали вассалы и оруженосцы, за ними следовали толпы крестьян. 1099 г. Иерусалим был взят приступом. После завоевания Иерусалима было решено избрать из числа князей правителя и наделить его титулом защитника Гроба Господня. Правитель (им стал Готфрид Бульонский) приносил вассальную присягу церкви в лице католического патриарха Иерусалимского.

Крестьянский крестовый поход —- это первый этап Первого крестового похода, продлившийся около шести месяцев, с апреля по октябрь 1096 года. Выступившая в него армия простолюдинов во главе сПетром Амьенским, или Пустынником, и Вальтером Голяком была практически полностью разгромлена превосходящей по численности и хорошо вооружённой сельджукской армией Кылыч-Арслана I. Крестьянский крестовый поход известен также как Народный крестовый поход или Крестовый поход бедноты.

Духовным лидером движения стал монах Пётр Амьенский, прозванный Пустынником. Разъезжая в бедной одежде на осле, он проповедовал крестовый поход в Северной Франции и Фландрии. Множество людей верило в него как в Божьего пророка. Петр утверждал, что проповедовать ему велено Христом, и показывал послание, якобы подтверждающее это. Большая часть армии, собранной им, представляла собой толпу неграмотных людей, преступников и отбросов общества, и они принимали любой крупный город за Иерусалим. Но в походе принимали участие и искренние паломники, не искавшие наживы, а желавшие угодить Богу.

Эти первые крестоносные толпы не взяли с собой ни припасов, ни обоза и не признавали никакой дисциплины. В авангарде армии, которым командовал Вальтер Голяк, было всего восемь всадников. Крестоносцы двинулись на Восток, собирая по дороге милостыню, отмечая свой путь грабежами, воруя, насилуя и убивая.

Первыми нападению крестоносной «бедноты» подверглись европейские евреи, хотя они платили огромные деньги епископам городов за защиту. Последователи Петра Амьенского устроили еврейские погромы в таких городах, как Руан и Кёльн — в этом городе и начался поход. Евреи в городе Майнце, увидев, что христиане не щадят даже детей, не останавливаются ни перед кем, совершили массовое самоубийство, перебив даже грудных младенцев.

К осени 1096 года в Константинополе собралось около 180 тысяч человек. Это озлобленное и измученное долгим переходом «войско» крестоносцев становилось опасным для императора Византии Алексея Комнина. Вместо профессиональной армии Комнин увидел толпы голодранцев и расценил это как издёвку со стороны папы, понимая, что такие воины не способны сражаться с хорошо вооружёнными мусульманами. Необузданные паломники за несколько недель пребывания в Византии разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют, не разбегаясь при их появлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: