Білет №9 устойчивость навыка и длительность его сохранения

1.Фізіологічна характеристика циклічних спортивних вправ суб­максимальної потужності.

Работа субмаксимальной мощности продолжается от 20-30 с до 3-5- мин (например, бег на средние дистанции - 400, 800,1000 и 1500 м; плавание на дистанции 100, 200 и 400 м; скоростной бег на коньках на 500, 1000, 1500 и 3000 м; велогонки -гиты на 1000 м; гребля - 500, 1000м и др.).

Сюда относятся нагрузки анаэробно-аэробного характера. С увеличе­нием дистанции скорость локомоций в этой зоне резко падает, и, соответ­ственно, быстро снижаются единичные энерготраты (от 1.5 до 0.6 ккал•с-1), зато суммарные энерготраты возрастают (от 150 до 450 ккал). Покры­тие энерготрат преимущественно за счет анаэробных реакций гликолиза приводит к предельному нарастанию концентрации лактата в крови (до 20-25 мМоль•л-1), которая увеличивается по сравнению с уровнем по­коя в 25 раз. В этих условиях рН крови снижается до 7.0 и менее. Дли­тельность работы достаточна для максимального усиления функций ды­хания и кровообращения, в результате достигается МПК. ЧСС нахо­дится на уровне 180 уд • мин1. Несмотря на это,потребление кислорода удовлетворяет на дистанции лишь 1/3 очень высокого кислородного за­проса (на разных дистанциях от 25 до 8.5 л • мин-1), а кислородный долг, составляющий 50-80% от запроса, возрастает у высококвалифицированных спортсменов до предельной величины - порядка 20-22 л. В связи с этим стабилизация потребления кислорода и показателей кардиореспираторной системы, достигаемая к концу дистанции, получила название кажущегося или ложного устойчивого состояния.

Ведущими физиологическими системами обеспечения работы в зоне субмаксимальной мощности являются кислородтранспортные системы - кровь, кровообращение и дыхание, а также центральная нервная система, роль которой еще очень велика, так как она должна управлять движениями, осуществляемыми с очень высокой скоростью, в условиях недостаточного кислородного снабжения самих нервных центров.

2.Рухові навички і фази їх формування.

Стадии (фазы) формирования двигательного навыка. Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий, или фаз. В первой стадии отмечается иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу лишних мышц. На этой стадии начинается объединение отдельных частных действий в'целостный акт. Во второй стадии наблюдаются концентрация нервных процессов, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения и более высокая степень совершенства внешнего проявления стереотипности движений. В третьей стадии навык стабилизируется и еще более совершенствуются координация и автоматизация движений.

В ряде случаев некоторые из стадий могут отсутствовать. Это связано со многими факторами: степенью сложности и мощности мышечной работы, исходным состоянием двигательного аппарата, квалификацией спортсмена и др. Уже говорилось, что новые сложные движения всегда формируются на фоне сложившихся координации. Вследствие этого обучение, например, гимнастическим упражнениям будет проходить совершенно различно у новичков, спортсменов средней квалификации и у мастеров спорта. Так, у высококвалифицированных спортсменов благодаря приобретенным ранее навыкам и способности к экстраполяции обучение упражнениям может протекать без первой и даже второй стадии.

Устойчивость навыка и длительность его сохранения. Двигательные навыки, как и другие проявления временных связей, недостаточно стабильные в начале образования, в дальнейшем становятся все более и более стойкими. При этом чем они проще по своей структуре, тем прочнее. Навыки со сложнейшими координационными отношениями менее стойки. Вследствие этого даже высококвалифицированному спортсмену трудно при повторениях сложных движений каждый раз показывать свои лучшие результаты.

3 стадии формирования двиг.навыка:

1. стадия генерализации (иррадиация возбуждения) – созданная модель становится основой для перевод внешнего образа во внутренние про-цессы формирования программы соб-ственных действий. Иррадация воз-буждения по различным зонам мозга и обобщение характера переферических р-ций.

2. стадия концентрации – происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах. Навык на этой ста-дии уже сформирован, но еще очень непрочен. Воздействие любых новых раздражений разрушает неокрепшую еще рабочую доминанту, едва уста-новившиеся межцентральные взаимо-связи в мозгу и вновь приводит к иррадиации возбуждения и потере координации.

3. Стадиястабилизации и автоматизации. Помехоустойчивость рабочей доминанты повышается. Появ-ляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами, т.е. возникает автоматизация навыка. Прочность работчей доминанты под-держивается четкой сонастройкой ее нейронов на общий ритм корковой активности (усвоение ритма). Внеш-ние раздражители лишь подкрепляют рабочую доминанту, не разрушая ее. Снижается участие лобных ассоциа-тивных отделов коры.

Доминанта – комплекс нейронов, гос-подствующий очаг в ЦНС. Подавляет деятельность посторонних нервных центров и, соответственно, лишних скелетных мышц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: