Три тенденции в сравнительно-культурных исследованиях: релятивизм, универсализм, абсолютизм

В массового этнопсихологические исследования можно выделить три тенденции. Первый их, чтобы подчеркнуть различия между культурами. Его крайности заключается в максимальном кросс-культурные различия в содержании и структуре психических процессов. С примерами культурного релятивизма - концепция Конфигурация культур Р. Бенедикт, гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа, - мы уже знакомы. Другой яркий пример такого подхода - Концепция французский философ и социолог, Л. Леви-Брюль, против первобытного мышления, логического мышления европейцев релятивизма не означает, явной или скрытой расизма, в которой его сторонники часто обвиняемых. Наоборот, релятивисты есть чувство уважения к каждому изучал людей и последователей Ф. Боаса, подчеркнул, что все Культура равные, но разные. Утверждая, равенства культур, они не заинтересованы установления сходства между ними. Но различия интерпретируются ими качественный, а не в количественном отношении. Для релятивисты английский селезенки и русский блюз, не похожие друг на друга, как и Пушкин, их Различия носят качественный характер.

Если для изучения интеллекта, кросс-культурных различий, обнаруженных в ее формы или стиля,, а не интеллектуальной компетенции отдельных лиц. В то же время исходить из того, что В каждой культуре мы встречаемся с его понимание интеллекта, отражающее его Ценности: запомнить уже примеры - Китайский включать разведки социальная ответственность, и даже имитация, которая никакого отношения к европейской культуры.

Релятивисты стараться избегать даже намека на предпочтение свою команду, стараясь понять людей на "родном языке" и "на основе своих ценностей." Описание и оценки с точки зрения внешнего наблюдателя, они видят, как унижение людей, отметив, что даже людоедство и детоубийство имеют смысл в тех обществах, где они занимались. Вот почему место этический исследования, избегая сопоставления и использования методов, специально предназначенные для этой культуры и его язык. Релятивисты предположить, что любые психологические явления могут быть объяснить основе основном культурных переменных с незначительным Помимо других, в частности, биологические факторы.

Второй тенденция абсолютного сходства между культурами: отказано какой-либо специфики, игнорируются очевидные различия между ними. Болельщики абсолютизма мало волнует проблема этноцентризм и, следовательно, игнорируются вероятность того, что особенно исследователей культуры влияют на их концепции. В многочисленных сравнительных культурных исследований, использования неадаптированные стандартные методы, разработанные в США или Западной Европе и других регионах, в лучшем случае, испытываемых их языковых эквивалентности. Психологические явления, такие как тот же ум, рассматривать как же во всех культурах. Если различия будут найдены, но, как правило, это происходит, они истолковывают как количественные, в других словами, осуществление оценочной сравнения. Результат легко вывод что люди в одной культуре, более умный (или более честные, более депрессии), чем в другом, и культуры, те же, но неравномерно. Официально подход может быть назван этическим, но в основном это - псевдо-или efic Евро-американской этический подход. Например абсолютистской концепции - использование тестов на интеллектуальное развитие в этнических и расовых исследований - Мы уже знакомы, и должны понимать, что этот подход служит благодатной почвой для попытки доказать превосходство одного народа над других из-за "научно доказано" интеллектуальной неполноценности последних.

Но есть и более сложный случай проявления абсолютистские тенденции полярных напротив только что описал.

Сторонники "Абсолютизм, наоборот, видным представителем которой является американский Психолог М. Коул (см. Коул, Скрибнер, 1977), рассматривать культуру в качестве равных и идентичными, но Есть различия объяснить отказ в работе существующих методов определить сходство между внутренней психологической - кал явлений. Но Аналогичные концепции можно рассматривать как крайний случай другой направление в этнопсихологии - универсализм.

Третья тенденция защищать универсализм - единство души с возможным довольно значительные внешние различия. Исследователи в этом направлении считаем, что основные психологические процессы являются общими для человека существует всюду на Земле, но их проявления в настоящее время серьезно пострадали культуры. Иными словами, культура "играет различные вариации на общую тему" (Берри и др.., 1992, р 0,258), а также свою собственную культуру, даже, видимо, разные, но в основном то же самое. В исследованиях универсалистской сравнения, но с большой осторожностью, желание избежать оценок и предпочтений их культуры. Он использует стандартную технику, но всегда адаптированные к каждой культуре изучали. Основной вопрос, поднятый перед исследователями: в какой степени и каким образом культура влияет на внутренний духовный мир человека. Ответ на этот, может, по их мнению, ближе к пониманию того, что психологические понятия на самом деле являются универсальными и могут быть использованы для описания поведения человек в любой культуре. Исследования, как правило, осуществляется в соответствии с этический подход. Но многие ученые, в том числе, как уже упоминалось, Х. Triandis в прошлом лет под сомнение его осуществимость и предлагает комбинированные этический - Эмический - этический подход (см. стр. 41. Коры. Ред.). Об исследованиях Triandisa нас будем говорить позже, но в этом подходе универсалистской главе Например, чтобы учитывать мнения создателя школы этнологического структурализма Клод Леви-Стросс.

В разные периоды развития доминируют этнопсихологии различных направлениях, но в В целом, наблюдается движение в сторону универсальности. Именно в этом направлении изменилась к концу научной карьеры выглядит Леви-Брюль - создатель одного из Наиболее серьезные из релятивистской концепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: