double arrow

Проблема базовой и модальной личности в культуре

Первые серьёзные научные исследования взаимосвязи личности и культуры начались в 30-х гг. ХХ столетия. Этнографы и психологи, увлёкшиеся этой проблематикой, создали научную школу, которую так и назвали — «культура и личность» *.

Американский этнопсихолог Маргарет Мид (одна из основательниц школы) и её коллеги — психоаналитик Абрам Кардинер, антропологи Ральф Линтон и Кора Дюбуа стали изучать обычаи, обряды и верования людей, принадлежавших к разным культурам, с целью выявить особенности структуры их личности. Исследования привели к выводу об определяющем влиянии культуры. Учёные предположили, что в каждой культуре есть доминирующий тип личности — базовая личность.

*Последователи школы «культура и личность», проводя исследования среди самых разных народов, не пытались сводить различия между культурами к примитивной схеме «высших» и «низших» культур. Они считали, что недопустимо оценивать поведение представителей «далёких» культур с позиций человека западной цивилизации.
По мнению Р. Линтона, базовая личность — особый тип интеграции человека в культурную среду. Такой тип включает в себя особенности социализации членов данной культуры и их индивидуально-личностные характеристики. По определению А. Кардинера, базовая личность — это «...техника размышлений, система безопасности (т. е. стиль жизни, посредством которого человек получает защиту, уважение, поддержку, одобрение), чувства, мотивирующие согласованность (т. е. чувство стыда или вины) и отношение к сверхъестественному». Базовая структура личности передаётся из поколения в поколение через воспитание и в какой-то мере определяет судьбу народа. Например, миролюбивый характер племени зуни, по мнению Кардинера, обусловлен закреплённым в структуре туземного общества сильным чувством стыда. Это чувство — результат жёсткого семейного воспитания: дети целиком зависят от настроения родителей, подвергаются наказанию за малейший проступок и т. д. По мере взросления страх перед наказанием трансформируется в страх не добиться успеха в социуме, что сопровождается чувством стыда за свои не одобряемые обществом поступки. Линтон объяснял агрессивность и воинственность туземцев из племени танала репрессивным характером культуры. Вождь и племенная верхушка подавляли любое проявление самостоятельности, жесточайшим образом преследуя тех, кто нарушал установленные нормы и правила поведения.

И Линтон, и Кардинер подчёркивали, что изменение социальной организации неизбежно ведёт к изменению базового типа личности. Подобные трансформации случаются, когда внедряются новые трудовые технологии, расширяются контакты с соседними племенами, заключаются межплеменные браки и т. п.

Позже понятие базовой личности дополнили понятием модальной личности. Последняя — наиболее часто встречающийся в культуре тип личности, выявленный эмпирическим путём.

Пытаясь выявить модальную личность у того или иного народа, исследователи использовали данные наблюдений, биографические сведения, результаты психологических тестов. В основном применялись так называемые проективные тесты (интерпретируя неопределённые изображения, человек невольно раскрывает свой внутренний мир): тест Роршаха (интерпретация причудливых чернильных пятен), тест незаконченных предложений и тест тематической апперцепции (ТАТ). Тест Роршаха стал на время «любимой забавой» психологических антропологов. Учёные надеялись, что он будет особенно полезен в работе с народами, принадлежащими к бесписьменным культурам. В конце 40-х гг. ХХ в. Энтони Валлас с помощью этого теста провёл одно из самых ранних исследований модальной личности в общине американских индейцев тускарора. Валлас работал с 70 взрослыми индивидами. Что же за личность перед ним открылась? Характерными особенностями индейцев оказались: бессознательная зависимость от других; страх быть отвергнутым соплеменниками; компенсаторное желание стать гипернезависимым, агрессивным, самодостаточным; неспособность реалистически оценивать окружающую среду, подверженность стереотипам. Данные, полученные Валласом, не поддавались однозначному объяснению. Тест, не свободный от влияния культуры, в которой появился, мог быть достоверным лишь для европейцев и американцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: