Социально-культурные типы личности

Социология связывает процессы формирования и развития личности с функционированием и развитием социума. Социология пытается исследовать личность как реально действующий и ответственный за свой выбор социальный субъект.

Отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности, представляет собой индивида. Итогом развития индивида становится совокупность определенных социально значимых черт, конкретное воплощение человеческой сущности, т. е. личность.

Личность – это системное качество индивида, формирующееся в процессе вовлечения его в социальные отношения и сознательную деятельность.

В структуре личности выделяют три уровня: биологический, психологический и социальный.

Биологический уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые делают личность индивидуальной.

Психологический уровень включает в себя характер, темперамент, память, эмоции, ощущения, чувства, мышление, волю. На этом уровне формируется субъективное «Я», которое получает выражение в представлениях человека о самом себе.

На социальном уровне проявляется совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентаций, идеалов, убеждений, потребностей и т. д. С социологической точки зрения, этот уровень является собственно личностным и формируется под воздействием социальных связей индивида. На данном уровне личность анализируется как социальная система.

Исходными источниками активности и деятельности человека являются его потребности. Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития. Одна из наиболее известных концепций потребностей принадлежит американскому психологу А. Маслоу. Он расположил потребности, свойственные человеку, в иерархическом порядке: 1) физиологические потребности (например, потребность в пище, сексуальные потребности); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в принятии группой, в общении); 4) потребности в престиже и признании; 5) духовные потребности (потребность в самовыражении). Первые два типа потребностей Маслоу определил как первичные (врожденные), а остальные – как вторичные потребности.

Немецко-американский психолог, представитель неофрейдизма Э. Фромм предложил свою концепцию. Он представил пять экзистенциальных потребностей, а именно: потребности в общении, в «трансценденции» (творчестве), в «укорененности» (принадлежности к той или иной общности), в самоидентичности (выработке собственного мировоззрения, системы ценностей), в системе ориентаций (поклонении кому- или чему-либо).

Мотив – это побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта. Обычно, мотивы являются предметом изучения психологических наук.

Ценность – любой объект (в том числе и духовный), имеющий значение для субъекта.

Решающая роль при выборе личностью модели поведения принадлежит диспозиции и установкам.

Предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях называется диспозицией. Диспозиционный механизм включает взаимодействие ценностей, потребностей, мотивов, стимулов и формирует установки. Основателями диспозиционной теории личности были американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий. В российской социологии эту теорию активно разрабатывает В. А. Ядов, которому также принадлежит классификация установок, свойственных человеку.

Установка – это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Ядов выделяет четыре уровня установок:

1) элементарные, фиксированные установки, закрепленные предшествующим опытом (готовность к действию);

2) установки, образующиеся на базе оценки тех или иных социальных объектов или ситуаций (ситуационные установки);

3) установки, определяющие направленность деятельности человека в той или иной сфере социальной деятельности (установки – интересы);

4) установки, определяющие направленность деятельности личности на цели жизнедеятельности и использование определенных средств их реализации (установки – ценностные ориентации).

Этим уровням соответствует четыре уровня социального поведения:

1) реакция субъекта на актуальную жизненную ситуацию (поведенческие акты);

2) привычные действия или поступки, подчиненные представлению о том, каким должен быть результат;

3) система поступков, преследующих отдаленную цель в той или иной сфере жизнедеятельности;

4) реализация жизненных целей.

Наличие установок предполагает существование выбора модели поведения. Если у человека есть выбор, то говорят, что его поведение является диспозиционным. Среди типов поведения личности принято выделять также императивное поведение (отсутствие выбора) и фрустрацию, т. е. дезорганизацию поведения, вызванную невозможностью справиться с трудностями.

К факторам, формирующим личность, относятся социальный статус и социальная роль индивида.

Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них – главный статус – определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться и т. д.

Статусы делятся на «предписанные» (аскриптивные) и «достигнутые» (приобретенные). Аскрипция представляет собой получение статуса благодаря неотчуждаемым, неконтролируемым со стороны человека характеристикам – возрасту, полу, национальности. Приобретенные статусы – статусы профессиональные, экономические, политические. В традиционных обществах доминируют предписанные, а в современных – достигаемые статусы.

Существует четыре важных измерения статуса: доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность. Существуют понятия «статусной кристаллизации» и «противоречивости статуса». Первое обозначает согласованность различных статусов индивида, а второе – наоборот. Иллюстрацией противоречивости статуса является, например ситуация, когда человек с высшим образованием, т. е. высоким статусом в одном из измерений стратификации общества, имеет низкую зарплату, что определяет низкое положение в обществе. Противоречие статусов вызывает у индивидов чувство неудовлетворенности.

Социальная роль – это устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли и чувства), выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Роль дает образец поведения в конкретной ситуации. Некоторые роли определены четко, например в военной организации, а некоторые расплывчаты, например роль студента.

Американский социальный психолог Т. Шибутани выделяет конвенциальные и межличностные роли. Конвенциальная роль означает предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Конвенциональным ролям учатся благодаря участию в организованных группах. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

Соответственно различают «исполнение роли» и «принятие роли». Исполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами; принятие роли – в соответствии с представлением действующего лица о том, как оно выглядит с точки зрения другого человека.

Принятие роли облегчается по мере того, как индивид усваивает язык и жесты группы. Американский социолог И. Гофман ввел понятия «честного» и «циничного» актеров. Первый – человек, не осознающий, что он играет роль, и идентифицирующий себя с ней. Второй – ясно понимает, что он играет роль и не идентичен ей.

Социальный статус определяется ответом на вопрос: «Кто он?» (студент, преподаватель, пенсионер, новый русский), а роль - ответом на вопросы: «Что он делает?», «Какие социально-типичные действия выполняет?». Длительно исполняя свою социальную роль, человек формирует некоторое представление о себе; его личность приобретает определенные черты и свойства. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевой конфликт. К таким конфликтам можно отнести: одновременное исполнение нескольких ролей (сын, студент, отец, муж, профсоюзный лидер, спортсмен); различие в понимании роли самим исполнителем и его окружением (преподаватель и студенты); несовместимые ожидания по отношению к одной и той же роли (ожидания студентов и администрации вуза по отношению к роли преподавателя).

Представитель американской структурно-функциональной социологической школы Р. Мертон описывал виды социального поведения личности, существующие в современном обществе:

1. Конформизм – полное принятие социальных целей общества и способов их достижения.

2. Инновационность – поведение, продиктованное принятием социальных целей, но непринятием привычных способов их достижения.

3. Ритуализм – поведение, обусловленное признанием священности и непоколебимости способов достижения неосмысляемых социальных целей.

4. Ретритизм – поведение, вызванное отрицанием как социальных целей, так и способов их достижения.

5. Мятеж, бунт – активное неприятие того и другого.

Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях. Это процесс включения индивида в социальные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Человек усваивает социальный опыт и преобразует его в свою систему поведения.

Социализация личности имеет две фазы – социальную адаптацию и интериоризацию.

Социальная адаптация – это процесс приспособления индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и организациям, выступающим в качестве среды жизнедеятельности человека.

Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода внешних норм и ценностей во внутреннее «Я» обусловлен структурой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

Выделяют следующие стадии социализации.

Первичная социализация, или стадия адаптации от рождения до подросткового периода, заключается в некритическом усвоении ребенком социального опыта. Ребенок приспосабливается к жизни в семье, в школе, в группе сверстников, подражая членам перечисленных сообществ.

Стадия индивидуализации имеет место в подростковом и юношеском возрасте. Суть ее заключается в появлении у индивида желания выделить себя среди других. Для этой стадии характерно критическое отношение к нормам поведения. Период, охватывающий подростковый возраст, называется промежуточной социализацией, так как характер подростка все еще неустойчив. В возрасте 18-25 лет вырабатываются устойчивые свойства личности. Социализация этого времени называется концептуальной.

Стадия индивидуализации тесно связана со стадией интеграции, т. е. с проявлением желания найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция успешна в том случае, когда свойства человека принимаются группой, обществом. Если же они не принимаются, то человек выбирает одну из следующих моделей поведения:

1) сохранение свей индивидуальности, связанное либо с агрессивным или ограниченным взаимодействием с группой, либо с разрывом этого взаимодействия;

2) изменение себя, стремление стать «как все»;

3) внешнее соглашательство.

Трудовая стадия охватывает весь период зрелости и трудовой деятельности. Человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свои повседневные практики.

Очень важной является послетрудовая стадия социализации. Она связана с пожилым возрастом человека, когда он прежде всего воспроизводит накопленный им в течение жизни опыт и передает его новым поколениям.

В процессе социализации индивид активно влияет на свое окружение, изменяя его и внося новые «правила игры» в социальные отношения.

Социально-культурные типы личности. Известно несколько типологизаций личности. В частности, многие ученые берут за основу диспозицию. В этом случае выделяются шесть типов: теоретический тип – личность, направленная на объективное познание действительности; эстетический тип – личность, абсолютизирующая единичный случай; экономический тип – личность, стремящаяся достичь цели с наименьшими затратами; социальный тип – личность, ориентированная на общение и любовь; политический тип – личность, стремящаяся к власти, господству и влиянию; религиозный тип – личность, соотносящая единичный случай с общим смыслом жизни и мира.

Немецкий социолог Р. Дарендорф разработал типологию личности, основывающуюся на связи личности и государства, общества. Традиционному обществу соответствует «человек трудящийся» – homo faber. Современное общество формирует «человека потребляющего» - homo consumer. Постиндустриальное общество порождает человека, способного заниматься разными видами деятельности, – homo universalis.

Американский этнопсихолог Д. Рисмен положил в основу своей типологии представление о социальном характере. Социальный характер это более или менее постоянная, социально и исторически обусловленная организация стремлений индивида и его возможностей их удовлетворять. По мнению Рисмена, три типа характера соответствует трем типам общественного устройства: традиционно-ориентированная личность, личность, ориентированная изнутри, и личность, ориентированная извне. Основная задача современного общества, как считал Рисмен, состоит в том, чтобы сформировать «автономный» социальный характер, присущий активной независимой личности.

Модальная личность – это тип личности, наиболее часто встречающийся в данной культуре.

Базисный тип личности личность, наилучшим образом отвечающая объективным условиям современного этапа развития общества, т. е. личность, которую общество провозглашает эталоном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: