Основные инструменты ТРИЗ

В ТРИЗ в качестве главного направления впервые стало изучение и использование в изобретательстве законов развития технических систем.

Основным инструментом ТРИЗ являлся Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой ряд последовательных логических шагов, целью которых является выявление и разрешение противоречий, существующих в технической системе и препятствующих ее совершенствованию. В своем развитии АРИЗ имел ряд модификаций. Практическое применение имели модификаци АРИЗ-77 и АРИЗ-85В.

В ТРИЗ используется ряд инструментов для решения задач. К ним относятся:

· Таблица устранения технических противоречий, в которой противоречия представляются двумя конфликтующими параметрами. Эти параметры выбираются из списка. Для каждого сочетания параметров предлагается использовать несколько приемов устранения противоречия. Всего 40 приемов. Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений.

· Стандарты решения задач. Сформулированы стандартные проблемные ситуации. Для разрешения этих ситуаций предлагаются типовые решения.

· Вепольный (вещественно-полевой) анализ. Определены и классифицированы возможные варианты связей между компонентами технических систем. Выявлены закономерности и сформулированы принципы их преобразования для решения задачи. На основе вепольного анализа были расширены стандарты решения задач.

· Указатель физических эффектов. Описаны наиболее распространенные для изобретательства физические эффекты и возможности их использования для решения изобретательских задач.

· Методы развития творческого воображения. Используется ряд приемов и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач. Примерами таких методов являются Метод маленьких человечков, Оператор РВС.

57МЕТОДМАЛЕНЬКИХЧЕЛОВЕЧКОВ

Сутьметодасостоитвтом,чтобыпредставитьобъектввидемножества(толпы)маленькихчеловечков.Достоинства-наглядность,простота,отсутствиевосприятиянеделимостичеловеческогоорганизма.Заменаэлементов,находящихсявзоневозникновениязадачи,живымисуществамираскрепощаетмышление,делаетегоболеесвободнымидаетвозможность,хотябымысленно,совершатьсамыефантастическиедействия.Методвоздействуетнасамыеглубинныеисокровенныепроцессымышления,вызываяяркиеобразыиассоциации,уводяотстереотиповипривычныхдействий.

Методприменяюттогдакогдавозникаюттрудностиприреализациивыбранногопринципаразрешенияфизическогопротиворечия.

Техникапримененияметодасводитсяк

Первое: выявитьоперативнуюзонузадачи,т.е.место,гдевозниклофизическоепротиворечие.

Второе: выявитьэлемент,которыйиспытываетпротиворечивыетребованияпосвоемуфизическомусостоянию,когдакнемупредъявляютсятребованияидеальности.

Третье:Запуститьвэтотэлементмаленькихчеловечковилиизобразитьеговвидетолпымаленькихчеловечков.Должнобытьдварисунка–исходноесостояниеитребуемое.Длячеловечковнетневозможного.Ненадопокадумать, КАК ониэтосделают,важновыяснить, ЧТО онидолжныделать.Позже,нужнонайтиспособ,какдостичьто,чтопоказаличеловечки.Чащевсегоприходитсяизменятьприлегающиекоперативнойзонеэлементы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: