Субъект и объект мировоззрения, противоречия мировоззрения и способы их разрешения в различных типах мировоззрения

В этом случае мир не есть нечто противостоящее мне только. Это результат моей деятельности в соответствии с моим интересом.

У мировоззренческого отношения две стороны. Субъект – активно действующее начало, он познает мир и складывает свое отношение к нему. В зависимости от степени общности, субъект может быть коллективным и индивидуальным. И различие между ними не только количественное. Это различие по месту в системе общественных отношений, которое занимает субъект, а также по тем сторонам человеческого процесса деятельности, в которых он задействован.

Мировоззрение коллективного субъекта – его идеология. У личности это неповторимая в своей индивидуальности совокупность взглядов, принципов, ценностей, убеждений, идеалов. Она зависит и от жизненного опыта, и от воспитания, и от личностных особенностей. Вместе с тем, человек не Робинзон, поэтому в снятом виде в его мировоззрении всегда фиксируется сознание множества людей. Личность – это и внутренний мир, самосознание, и носитель реальных исторических тенденций, социального типа. Преобладающие в обществе оценки преломляются через внутренний мир, позицию, жизненный опыт личности.

Объект мировоззрения характеризует включенность субъекта в ту действительность, реальность, которая отражается и осмысливается. Поэтому объект мировоззрения – та часть действительности, на которую направлена активность субъекта.

От широты практики субъекта зависит и выбор объекта. Им становятся стороны действительности, непосредственно вовлеченные в практическую деятельность, в сферу интереса. (У одного лишь скамейка у подъезда, у другого вся Вселенная). В зависимости от изменения форм практического и теоретического освоения мира меняется и содержание мировоззрения. Интересна в этом плане мысль Фейербаха: «Каждая эпоха вычитывает из Библии лишь самое себя и имеет собственную самодельную Библию».

Отношение «субъект-объект» мировоззрения складывается в зависимости от того, насколько потребности и интересы субъекта могут быть удовлетворены. Однако, строго говоря, отношения эти всегда предельно противоречивы. Осознание или даже просто ощущение этого – основа построения любой мировоззренческой системы.

В самом деле, мы все – часть этого мира и в то же время каждый из нас представляет свой особый замкнутый внутренний мир. Благодаря наличию у нас сознания, мы всегда живем на стыке этих миров и осознанно или бессознательно чувствуем это. Наш внутренний мир – это наше сознание, тот дар, который во всей природе принадлежит только человеку. Неужели он дан нам только для того, чтобы осознать свою смертность? В рамках своего внутреннего мира мы взыскуем вечности, бесконечности. Внешний мир со всей неприкрытой жестокостью свидетельствует о том, что жизнь наша не будет вечной. Внутренний мир – это наши желания, стремления, мечты. Внешний мир ставит им предел, указывая на ограниченность наших возможностей. Мы стремимся построить целостное представление о мире в своем сознании. Но жизнь постоянно показывает нам, что нет никакой целостности кроме целостности наших собственных представлений. Есть череда преходящих, несовершенных, разрозненных вещей, явлений, процессов. Мы в данном случае не исключение.

Жить в таком раздвоенном состоянии невозможно. Поэтому мировоззрение должно избавить нас от этих и других противоречий положения человека в мире. Способ разрешения противоречий с помощью которого достигается гармония мира и человека отличает различные типы мировоззрения друг от друга.

Простейший способ разрешить противоречия – не заметить их. Представить дело таким образом, будто все есть единое целое, отражающее черты одного в другом. Отождествление мира и человека, перенос на мир внешний свойств и качеств внутренней человеческой жизни, примирение существующих противоположностей характерно для мифологического мировоззрения. До некоторой степени это предельный субъективизм, то есть распространение человеческих представлений на внешний для него мир без должных к тому оснований.

Религиозное мировоззрение использует другой способ. Мир разрывается на земной, посюсторонний и божественный, потусторонний. Сверхъестественное становится связующим звеном, посредником между двумя мирами. Противоречия из мира земного фактически уводятся в мир иной, являющийся не только вполне реальным, но и определяющим земную жизнь. Там же оказывается и идеал человека, предел его стремлений. Человек отчуждает от себя все самое лучшее и передает его на Небо.

И религиозное, и мифологическое мировоззрение по преимуществу эмоциональные способы разрешения возникающих перед человеком проблем. Способом рационального их разрешения является, в частности, философское мировоззрение. Это попытка адекватного отражения мира на уровне построения теории. Отношение мир – человек рассматривается во всем спектре его многообразного единства и во всем комплексе присущих ему противоречий. Но они не пугают философа, напротив знание их природы – непременное условие, исходный момент философствования.

Итак, любая философия – мировоззрение. Но не любое мировоззрение – философия. Рассмотрим более подробно названные типы мировоззрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: