Студент должен
1) знать:
· виды конфликтов
· методы управления конфликтами
· сущность и природа стрессов
· методы снятия стресса
2) уметь:
· разрешать конфликтные ситуации
· находить пути предупреждения стрессовых ситуаций
Содержание:
1. Конфликт - зона повышенной напряженности.
2. Что такое конфликт?
3. Типы конфликта
3.1. Внутриличностный конфликт.
3.2. Межличностный конфликт.
3.3. Конфликт между личностью и группой.
3.4. Межгрупповой конфликт.
4. Причины конфликта
4.1. Распределение ресурсов
4.2. Взаимозависимость задач
4.3. Различия в целях.
4.4. Различия в представлениях и ценностях.
4.5. Различия в манере поведения и жизненном опыте.
4.6. Неудовлетворительные коммуникации.
5. Последствия конфликта
5.2. Дисфункциональные последствия.
5.1. Функциональные последствия.
6. Управление конфликтной ситуацией
6.1. Структурные методы.
6.1.1. Разъяснение требований к работе.
6.1.2. Координационные и интеграционные механизмы.
6.1.3. Общеорганизационные комплексные цели.
6.1.4. Структура системы вознаграждений.
|
|
6.2. Межличностные стили разрешения конфликтов.
6.2.1. Уклонение.
6.2.2. Сглаживание.
6.2.3. Принуждение.
6.2.4. Компромисс
6.2.5. Решение проблемы.
7. Стресс
8. Стадии стресса
9. Причины стресса
10. Признаки и симптомы стресса
11. Методы снятия стресса
12. Тест.
13. Тест на проверку знаний по теме
1. Конфликты — зона повышенной напряженности
Конфликты – это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивным может быть поведение в конфликтной ситуации. Коллективное управление, когда сотрудник рассматривается как ценный участник всех процессов, а не как получатель команд и распоряжений, создает ситуацию, в которой представлены различные мнения и позиции.
Открытый конфликт, в котором разногласия относятся к производственной сфере и выражают, например, различные пути, ведущие к одной цели, относительно безобиден. Можно дискутировать и так или иначе прийти к общему решению.
Открытый конфликт чаще всего разворачивается на деловой основе. Скрытый, тлеющий конфликт — человеческие взаимоотношения. Многие кажущиеся «деловыми» конфликты — на самом деле конфликты, замешанные на чувствах и взаимоотношениях. Результат: напряжение не устраняется; если деловая часть безупречно отрегулирована, оно переносится на другой «театр военных действий».
Для - управляющего чрезвычайно важно быть в состоянии справиться с конфликтными ситуациями, обладать интуицией и достаточными знаниями в области психологии, хотя бы об основных конфликтных зонах человеческого поведения.
Новичка в анализе конфликтов (а управляющий, к сожалению, всегда остается таким новичком, пока не получит систематического психологического образования и не наберется профессионального опыта) можно напутствовать советом: если мотив конфликта очевиден, то всегда необходимо отдавать себе отчет в том, что мы склонны все свое внимание сконцентрировать на том, что находится на первом плане: остальное, чаще всего наиболее важное, то, что не спешит открыто заявить о своем присутствии, остается вне поля зрения. Фразы, начинающиеся со штампа: «Ну это же совершенно ясно...», чаще всего ведут не туда. Точно так же следует предостеречь тех, кто считает, что у конфликта только одна причина. Монокаузальные конфликты (т. е. имеющие в своей основе только одну причину) — редкие исключения. С самого начала следует приучить себя к необходимости не ограничиваться тем, что лежит на поверхности, анализировать глубже, искать скрытые причины, не упускать сопутствующие мотивы. В жизни все тесно переплетено.
|
|