курсовая работа

по дисциплине: «Финансовый менеджмент»

на тему: Экономическая сущность и особенности бюджетного финансирования.

Выполнил(а): Студентка 6-го курса з/о Тапхаева. Н. Н

Проверил(а): ………………..

Улан-Удэ,

2014 г.

Содержание:

Глава 1. Особенности функционирования бюджетных учреждений в современной финансовой системе.

1.1 понятие бюджетной организации. Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе.

1.2. Формирование проекта сметы доходов и расходов на содержание бюджетного учреждения.

1.3. Порядок финансирования бюджетных учреждений и инструмента их контроля.

Глава 2. Финансовые проблемы функционирования бюджетных учреждений в современных условиях.

2.1. Проблемы адаптации бюджетных учреждений в условиях рыночной экономики.

2.2. Проблемы бюджетного бухгалтерского учёта.

Глава 3. Направление совершенствования планирования и финансирования бюджетных учреждений.

3.1. Совершенствование финансового планирования бюджетных учреждений.

3.2. Совершенствование методических аспектов планирования финансирования бюджетного учреждения.


Введение

Система бюджетного финансирования в Российской Федерации является результатом длительного развития, в ходе которого одни элементы системы развивались и совершенствовались, другие утрачивались.

Федеративное устройство российского государства ставит руководство страны перед необходимостью приведения всех объектов государственного управления в соответствие с общепринятыми принципами его функционирования. Это относится и к бюджетной системе страны. Вопрос совершенствования системы бюджетного финансирования всех уровней является неотъемлемой частью общей стратегии развития России.

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы, как важнейшей характеристики бюджета государства.

Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:

· Форм и методов бюджетного финансирования;

· Механизма бюджетного финансирования;

· Основных проблем бюджетного финансирования;

· Проблемы бюджетного бухгалтерского учета

· Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования.

Предметом исследования в курсовой работе являются бюджетные отношения, а объектом исследования является бюджетное финансирование.

Глава 1. Особенности функционирования бюджетных учреждений в современной финансовой системе

1.1 Понятие бюджетной организации.

Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) ст. 161 Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Из данного определения следует, что статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:

1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

2. В качестве цели создания бюджетной организации в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.

3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

4. Основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.

Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией.

Особое место финансов бюджетных организаций в финансовой системе определяется тем положением, которое занимают бюджетные организации в обеспечении функций государства. Последние в значительной степени реализуются именно через бюджетные организации. Следует выделить следующие особенности финансов бюджетных организаций:

1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого
и финансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на
финансах бюджетных организаций. Недополучение средств бюджетом приводит и к недофинансированию расходов бюджетных
организаций. Перевыполнение предусмотренного законом о бюджете соответствующего уровня поступлений приводит и к дополнительному финансированию бюджетных организаций.

Благодаря указанной особенности финансы бюджетных организаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависимости с общественными (централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы.

2. Бюджетные организации могут предоставлять и предоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет соотнести их к хозяйствующим субъектам.

Две указанные особенности позволяют определить место финансов бюджетных организаций как промежуточное; между общественными финансами и финансами предприятий и организаций. Указанное специфическое местоположение подтверждается и следующей особенностью финансов бюджетных организаций.

3. Отсутствие самостоятельности в расходовании средств. Поскольку бюджетные организации в основном находятся на бюджетном финансировании, осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований в отличие от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности.

1.2 Формирование проекта сметы доходов и расходов

на содержание бюджетного учреждения

Эффективность работы учреждения во многом зависит от того, насколько грамотно составлена смета доходов и расходов и расходов на отчетный год.

Смета доходов и расходов – документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.

В смете указываются: реквизиты бюджетной организации и финансирующего бюджета, перечень и объемы расходов, перечень и объемы доходов, показатели деятельности учреждения, обоснование сумм расходов и расходов. В обязательном порядке к смете прикладываются расчеты с обоснованием планируемых затрат.

Форма сметы, основные ее показатели, нормы расходов определяются и сообщаются вышестоящей организацией. В типовой смете содержатся общие данные для всех бюджетных учреждений. Типовая смета состоит из:

1 часть – отражаются наименование, адрес, бюджет, из которого учреждение финансируется, свод расходов по статьям с распределением по кварталам;

2 часть – отражаются показатели оперативного плана на начало и конец года, а также среднегодовые показатели;

3 часть – приводятся обоснования и отчеты по каждой статье расходов на планируемый год. Расчеты производятся исходя из объемов деятельности и из фактического исполнения сметы за предыдущий год. Все расходы по смете группируются по видам и целевому назначению.

Формируется смета бюджетного учреждения на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств. На сегодняшний день какого-либо общего нормативного документа Минфина России, регламентирующего порядок составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, не существует.

Средства, выделяемые из бюджета на основную деятельность бюджетного учреждения, расходуются в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Кассовое расходование (финансирование) бюджетного учреждения органом, исполняющим бюджет, может осуществляться исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, независимо от наличия (отсутствия) сметных назначений. В то же время необходимость составления сметы диктуется наличием у бюджетного учреждения средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на расходование которых лимитов бюджетных обязательств не доводится. В данном случае смета доходов и расходов бюджетного учреждения выступает единственным документом, определяющим направления и суммы расходования таких средств.

Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда, денежных компенсаций и трансфертов) при составлении смет самостоятельно рассчитываются бюджетными учреждениями с учетом местных цен и тарифов. К примеру, расходы на коммунальные услуги определяются на основе технологических норм для данного типа помещения, исходя из реально сложившегося уровня цен. Хотя существуют нормы обеспеченности работников площадью помещения, для расчета коммунальных расходов они не применяются из-за невозможности их соблюдения.

Статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов, обеспечивая тем самым действенный механизм контроля целевого назначения расходов. Одновременно изменчивость и нестабильность экономических условий зачастую требуют внесения изменений в утвержденные планы (лимиты) на год, перераспределения средств между статьями. Решение о таком перераспределения принимает Минфин РФ. Невысокая оперативность механизма перераспределения затрудняет эффективное управление краткосрочным планированием и расходованием средств на уровне учреждения.

На первом этапе составления возникает необходимость в группировке расходов (расходных обязательств) в зависимости от их характера на действующие и принимаемые.

Практика показывает, что состав значительной части расходов учреждения предопределен ранее принятыми нормативными актами, заключенными договорами, сложившимся фондом оплаты труда. Эти расходные обязательства (расходы) называют действующими. Такие расходы подлежат обязательному включению в планируемый бюджет и их легко обосновать с использованием достаточно простых правил пересчета (прямой счет, индексация). Для существенной корректировки объема действующих обязательств необходимо внесение изменений в действующие нормативные акты.

В то же время существуют расходные обязательства, возникающие многократно или однократно, причем одновременно с принятием соответствующего нормативного акта. Примером может служить решение об увеличении пособий, денежного довольствия, заработной платы в бюджетной сфере, осуществление инвестиционных проектов. Такие расходные обязательства называются принимаемыми. Их обоснование требует тщательной проработки.

Исходя из этого, принятие плана действующих обязательств будет предельно упрощено и ускорено. Главное внимание уделяется рассмотрению плана принимаемых расходных обязательств, причем данный план будет рассматриваться после принятия плана действующих обязательств либо после заблаговременного их сокращения (при наличии экономии).

1.3 Порядок финансирования бюджетных учреждений

и инструмента их контроля

К основным принципам организации финансов бюджетных учреждений относятся следующие:

1. Целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств.

В отличие от всех остальных учреждений бюджетные организации при расходовании средств должны строго придерживаться тех целей, на которые эти средства выделены. Если коммерческая организация может израсходовать полученные в оплату за поставленные товары или оказанные услуги средства на любые цели, начиная от увеличения фонда оплаты труда своих сотрудников и кончая направлением их на благотворительность, бюджетные организации такой свободой действий не располагают. Полученные из бюджета или самостоятельно заработанные средства они могут использовать исключительно на те цели, которые предусмотрены в смете.

2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчетность.

3. Бюджетный иммунитет. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:

· возмещения недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

· возмещения убытков, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц.

4. Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.

В учреждениях, на предприятиях, в организациях, основная деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, нецелевым использованием являются:

а) использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

б) расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой).

При определении нецелевого использования средств на предприятиях, учреждениях, организациях, чья деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета, финансовым органам, проводящим проверки, необходимо определить у нижестоящих распорядителей бюджетных ассигнований наличие правомочия по перераспределению средств по кодам бюджетной классификации или прав по самостоятельному выбору направлений расходования в пределах, полученных из федерального бюджета сумм финансирования. Данные права предоставлены законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, письмами Министерства финансов РФ.

На предприятиях, учреждениях, организациях, которым предоставлено право самостоятельно определять направления расходования выделяемых из федерального бюджета средств, производить перегруппировку средств в пределах полученного финансирования по кодам экономической классификации. Данные действия должны оформляться надлежаще оформленными распорядительными документами руководителя предприятия (учреждения, организации) - нижестоящего распорядителя бюджетных ассигнований).

В отечественном финансовом праве за нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, наступает правовая ответственность. Санкция за нецелевое использование, так же как и сама характеристика содержания нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета, зависит от метода деятельности государства в области государственных расходов и от субъекта, который допустил нецелевое расходование этих средств.

Органами, уполномоченными на проведение проверок целевого использования выделенных из федерального бюджета средств, являются Минфин России, органы федерального казначейства, контрольно-ревизионные органы Минфина по субъектам РФ, Счетная палата РФ, органы прокуратуры РФ, Главное контрольное управление Президента РФ и иные федеральные органы.

Предприятия, учреждения, организации за нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, могут понести финансовую ответственность в виде:

· взыскания в бесспорном порядке суммы нецелевого использования;

· штрафа в размере одной или двух учетных ставок Центрального банка РФ (взыскиваемого также в бесспорном порядке);

· сокращения, ограничения финансирования, предоставления иных форм государственной поддержки (в том числе кредитования);

· приостановления финансирования — в случае незаконного использования средств (частного вида нецелевого использования).

Штраф в размере двойной учетной ставки Центрального банка применим к случаям использования не по целевому назначению средств, выделенных как на возвратной основе (при кредитовании и передаче средств в управление), так и безвозвратной основе (при финансировании). Однако в последнем случае его применение является оправданным и целесообразным, если у финансируемой организации есть внебюджетные источники поступления денежных средств и его наложение не повлечет прекращения или приостановления деятельности этой организации.

Другими видами финансовой ответственности за нецелевое использование выделенных из федерального бюджета средств являются ограничение и приостановление финансирования из федерального бюджета предприятий, учреждений и организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств с уведомлением об этом руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При ограничении финансирования бюджетные ассигнования корректируются в сторону их уменьшения, а при приостановлении — финансирование временно прекращается, хотя обязанность его осуществления в полном объеме остается.

Не может подлежать ограничению (сокращению), а тем более и прекращению финансирование защищенных статей федерального бюджета. К защищенным статьям, подлежащим финансированию в полном объеме, отнесены такие текущие расходы федерального бюджета, как:

· заработная плата (денежное довольствие) с учетом взносов на социальное страхование и отчислений в Государственный фонд занятости населения РФ;

· стипендии;

· государственные пособия, другие социальные компенсационные выплаты населению;

· питание (продовольственное обеспечение);

· приобретение медикаментов и перевязочных средств;

· расходы по реализации двух федеральных программ;

· а также расходы, связанные с формированием Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, погашение внутреннего товарного долга и расходы, относящиеся к деятельности особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов.


Глава 2. Финансовые проблемы функционирования бюджетных учреждений в современных условиях

2.1 Проблемы адаптации бюджетных учреждений в условиях рыночной экономики

Современное развитие общества возможно только при условии повышения роли государства в экономической и социальной сферах. Государство должно рассматривать социальную сферу как системообразующую структуру и фактор воспроизводства. Только здоровый, образованный, материально благополучный человек способен оздоровить экономику. При этом государство должно обеспечить и прирост производительного потенциала человека, который влияет на структуру и объем национального богатства страны.

Именно такова основная цель деятельности службы занятости населения, т.е. помочь любому найти сферу применения его способностей, навыков, квалификации, поддержать, подсказать, направить в «нужное русло».

Департамент службы занятости же является связующим звеном между бюджетным финансированием (т.е. всей бюджетной системы, частью которой сам и является) и городскими, районными службами занятости. Его (Департамента) роль заключается в создании приемлемых условий для поддержания деятельности районных служб.

Основа любой деятельности – финансирование, поэтому ДФГСЗН уделяет особое внимание системе финансирования распределительных лимитов, присылаемых Минтрудом России и распределения их на местах.

Бюджетное финансирование служб занятости населения осуществляется исходя из имеющихся финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, без учета норм и нормативов, устанавливаемых законами и другими нормативными актами.

Финансовая деятельность государства в отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое бюджетное учреждение, получив от главного распределителя бюджетных ассигнований причитающуюся им сумму, действует самостоятельно.

Самостоятельность бюджетных учреждений проявляется в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап экономического развития страны характеризуется централизацией государственных финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета федерального Казначейства. С 1 января 2000 г. все средства бюджетных учреждений, в т.ч. и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства. Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права «свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно заработанные бюджетными учреждениями, их собственными средствами, которыми они могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.

Централизация государственных финансовых ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация внебюджетных источников лишает бюджетные организации инициативы в развитии деятельности.

Представляется необходимым четко определиться в вопросе использования внебюджетных средств:

· Включать ли внебюджетные средства в состав доходной части бюджетов на постоянной основе;

· Предоставить ли бюджетным учреждениям полную самостоятельность в распоряжении внебюджетными средствами, не приравнивая их к бюджетным ресурсам.

Под любое решение этой проблемы следует создать нормативную базу, исключающую противоречивое понимание самого вопроса.

Бюджетные учреждения должны самостоятельно распоряжаться заработанными ими средствами в определенных пределах, установленных ведомственными нормативными актами.

Рыночные условия хозяйствования выдвигают на первый план проблемы формирования и использования финансового механизма бюджетных учреждений. Если финансы объективно существуют, то финансовый механизм надо создать, организовать и обеспечить эффективное его использование для реализации экономических и социальных задач соответствующего этапа развития общества.

Финансовый механизм есть совокупность разработанных на научной и законодательной основе многообразных видов и форм финансовых отношений, принципов их организации, методов финансирования, регулирования и управления в целом более полного и эффективного пользования финансов в решении задач экономического и социального развития общества.

Задача финансового механизма бюджетных учреждений состоит в обеспечении комплекса мероприятий социальной политики государства достаточным объемом финансовых ресурсов и использовании все наиболее совершенных финансовых инструментов, методов и рычагов рационального и эффективного использования этих ресурсов.


2.2 Проблемы бюджетного бухгалтерского учета

За последнее десятилетие экономика России претерпела значительные изменения. В результате изменились условия хозяйствования.

В последнее время Министерство Финансов Российской Федерации пересмотрело некоторые составляющие системы бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства Финансов РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н, установлен новый порядок учета некоторых видов активов, введен новый план счетов бюджетного бухучета. Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 15 июня 2000 г. № 54н, упорядочено формирование отчетности бюджетными учреждениями.

Тем не менее, на практике ведение бюджетного бухгалтерского учета вызывает трудности. Приходится сталкиваться с проблемами и при учете на таких участках учета, как учет основных средств, материальных запасов, расчетов с дебиторами и кредиторами и других участков.

Проблемы бюджетного бухучета.

Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений, подводящая итог учетной деятельности за определенный временной промежуток, является исключительно важным источником информации об их деятельности. На основе анализа различных форм отчетности пользователи информации могут сделать вывод о качественных характеристиках исполнения сметы доходов и расходов соответствующего бюджетного учреждения.

Система учета исполнения сметы расходов сложилась еще во времена СССР и, в отличие от бухгалтерского учета хозрасчетных организаций, в последние годы мало изменилась, хотя условия хозяйствования бюджетных учреждений претерпели серьезные изменения. Так, например, некоторые учреждения стали финансироваться не из одного, а из нескольких бюджетных источников; учреждения получили право заниматься предпринимательской деятельностью; появились новые виды активов (нематериальные активы); интеграция экономики России в мировое сообщество привела к необходимости применения тех методов учета, которые используются в международной практике.

Рассмотрим некоторые составляющие системы учета исполнения сметы расходов, которые представляются устаревшими в настоящих экономических условиях и были закреплены в Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 3 ноября 1993 г. №122 (основной нормативный акт, регламентировавший ведение бухучета бюджетных учреждений до 31 декабря 2000 года). Рассмотрим также, какие из этих проблем были решены в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 № 107н.

Учет в разрезе источников финансирования.

Следующая проблема, сложившаяся в бюджетном бухгалтерском учете – формирование бухгалтерской отчетности в разрезе источников финансирования. Ранее бухгалтерский учет велся по всем источникам финансирования на едином балансе. Это правило нарушалось теми учреждениями, которые финансировались из нескольких источников. Очевидно, что для эффективного контроля над расходованием средств бюджетным учреждением главный распорядитель финансов должен видеть отчетность по расходам только в том объеме, в котором он произвел финансирование. Поэтому вся бухгалтерская отчетность, включая баланс (форма 1) и отчет об исполнении сметы расходов (форма 2-мфб), на практике составлялась раздельно по каждому источнику финансирования.

С вводом в действие Инструкции № 107н, отчетность необходимо стало формировать раздельно по бюджетным и внебюджетным средствам. Но и после этого проблема учета в разрезе источников финансирования осталась.

Пункт 6 Инструкции № 107н гласит: "Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется по плану счетов, предусмотренному настоящей Инструкцией, с составлением единого баланса по указанным средствам, и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников". Составление отчетности подобным образом будет логичным для учреждений, финансируемых из одного бюджетного источника и имеющих внебюджетные доходы. Чаще всего, такие организации, как муниципальные телерадиовещательные компании, детские дома, дома престарелых и др. финансируются только из местного бюджета. Телерадиокомпании также обычно имеют доходы от рекламной деятельности; детские дома и дома престарелых зачастую получают благотворительную помощь, имеют прочие доходы. Для подобных организаций составление общего баланса по бюджетному и внебюджетному источникам финансирования и отдельного внебюджетного баланса представляется наиболее оптимальным. В этом случае главный распорядитель финансов может оценить результаты хозяйственной деятельности учреждения в целом, скорректировать объемы бюджетного финансирования исходя из общего финансового положения получателя бюджетных средств. Отдельный же баланс по внебюджетной деятельности позволит оценить коммерческую деятельность учреждения. В любом случае, выделение активов, приобретенных за счет средств внебюджетных источников, в отдельный баланс позволит оставить эти активы в собственности учреждения при возможной реорганизации.

Кроме того, Инструкция № 107н крайне невнятно разъясняет учет хозяйственных операций в разрезе видов деятельности. П.20 Инструкции № 107н предписывает формировать раздельные мемориальные ордера по операциям за счет бюджетных и внебюджетных средств. А вот главная книга (книга "Журнал-главная", ф.308) должна вестись единая: "…Учет в книге "Журнал-главная" ведется по субсчетам, определенным планом счетов настоящей Инструкции для ведения операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (материальные ценности, средства в расчетах и другие), субсчету присваивается отличительный признак в виде номера (по бюджетным средствам – 1, по средствам, полученным за счет внебюджетных источников: 2 – по предпринимательской деятельности, 3 – по целевым средствам и безвозмездным поступлениям)".

Из этого следует, что в главной книге информация представляется не только в разрезе бюджетной и внебюджетной деятельности, но и в разрезе источника внебюджетных доходов. То есть, на уровне мемориальных ордеров нет разделения на предпринимательскую деятельность и деятельность по безвозмездным поступлениям и специальным средствам. На уровне же главной книги это разделение опять появляется, а на уровне баланса и отчета по исполнению сметы доходов и расходов данного разделения нет. В этом месте инструкции есть некоторое недоразумение. В книгу "Журнал – главная" данные обычно заносятся из мемориальных ордеров (форма 308 как раз и предполагает учет оборотов по счетам в разрезе мемориальных ордеров). Составляя единый мемориальный ордер по субсчету 2 и 3, невозможно будет разбить обороты по этим субсчетам в главной книге.

На практике же часто отчетность составляется в разрезе каждого бюджетного и внебюджетного источника финансирования, что опять же является нарушением инструкции.

Противоречие норм законодательства.

Еще одна проблема, сложившаяся в бюджетном бухучете – противоречие норм, установленных инструкциями, предназначенными для бюджетных учреждений, и законодательными актами, утвержденными для организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Так, например, лимит стоимости основных средств, установленный инструкцией № 122 (500 тыс. руб.), противоречит ограничению стоимости, установленному Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденному приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (50 минимальных размеров месячной оплаты труда). Несмотря на то, что положение №34н было принято позднее, инструкция 122 носила более специальный характер. Таким образом, невозможно было точно сказать, какой нормой должен был пользоваться бухгалтер. На практике использовался как тот, так и этот лимит стоимости основных средств.

В Инструкции № 107н законодатели пересмотрели некоторые способы и нормы бухгалтерского учета, в частности размер лимита стоимости основных средств. Но вместе с тем, для бюджетных учреждений было отменено действие всех положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые составляли важную основу нормативной базы бухгалтерского учета бюджетных организаций.

Отличие в способах и методах учета повлечет за собой снижение квалификации бухгалтерских работников, снижение достоверности бухгалтерской информации, внесет дополнительные противоречия в нормативно-правовую основу бухгалтерского учета.

С введением в действие нового Налогового Кодекса РФ система налогового учета стала менее прозрачной, особенно в части налогообложения бюджетных учреждений. Стремление объединить в едином нормативном акте все нормы налогового законодательства не увенчались успехом. В ближайшее время стоит ожидать дополнительных разъяснений Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов России относительно применения норм налогового законодательства.


Глава 3. Направления совершенствования планирования и финансирования бюджетных учреждений

3.1 Совершенствование финансового планирования

бюджетных учреждений

Существующая организация финансирования сети бюджетных учреждений находится в серьезном противоречии не только с принципами эффективного распределения бюджетных средств, но и с демографическими и экономическими тенденциями в России.

Содержание бюджетных учреждений по факту их существования на основе сметы, а не по результатам деятельности, стимулирует иждивенчество за счет государства, ставит негосударственные организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, в заведомо худшие условия. Как следствие, снижается уровень конкуренции, что, в свою очередь, не позволяет развивать качество услуг, создаются предпосылки для нелегальных и полулегальных соплатежей.

Важной проблемой, которую предстоит решить в ближайшее время, является неурегулированность вопросов полномочий бюджетных учреждений по распоряжению внебюджетными доходами, получаемыми от предоставления платных услуг.

В этой связи требуется осуществить целый ряд мер по изменению принципов функционирования сети бюджетных учреждений, механизмов их финансирования и контроля над качеством и объемами услуг.

Основными целями реформирования сети бюджетных учреждений являются:

· совершенствование управления действующей сетью получателей бюджетных средств;

· передача части бюджетных учреждений, находящихся в федеральной собственности, на субфедеральный уровень в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти;

· внедрение новых механизмов бюджетного финансирования с учетом специфики конкретных видов общественных услуг;

· расширение возможностей привлечения организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования;

· формирование условий для преобразования организаций бюджетного сектора в иные организационно-правовые формы, предполагающее в случае необходимости предоставление большей экономической самостоятельности при отказе от субсидиарной ответственности по их обязательствам со стороны государства;

· изменение порядка распоряжения внебюджетными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход.

Для достижения данных целей необходимо:

· произвести переподчинение ряда бюджетных учреждений в соответствии с отраслевой направленностью основного вида деятельности;

· ликвидировать или объединить бюджетные учреждения, деятельность которых дублируется;

· передать федеральные бюджетные учреждения на субфедеральный уровень в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти;

· сократить количество уровней подчинения в сети бюджетных учреждений;

· ликвидировать практику выполнения функций главного распорядителя бюджетных средств организациями, не являющимися органами государственной власти или органами власти местного самоуправления;

· установить соответствие объемов и качества предоставляемых услуг путем применения принципов нормативно-подушевого финансирования для организаций, предоставляющих услуги за бюджетные средства, внедрения конкурсного социального заказа, устанавливающего виды и объем услуг, контролируемых по результату их оказания;

· повысить финансовое наполнение оплаты услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств;

· установить возможность участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в автономных некоммерческих учреждениях;

· смягчить законодательные ограничения на приватизацию государственных учреждений;

· обеспечить формирование правовых механизмов, предоставляющих возможность преобразования государственных и муниципальных бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы, реализацию программ переподготовки управленческих кадров преобразуемых учреждений;

· наделить государственные и муниципальные учреждения правом принимать на себя только те договорные обязательства, которые прямо предусмотрены утвержденной для них сметой доходов и расходов.

Основное направление реформирования бюджетного процесса - переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

В отличие от преобладающего в настоящее время сметного планирования (на основе индексации сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации) программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.

Расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования предполагается осуществить путем:

· предоставления ежегодно субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности;

· совершенствования методологии разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ;

· использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;

· распределения части бюджета принимаемых обязательств на конкурсной основе по результатам оценки действующих и предлагаемых к принятию бюджетных программ;

· расширения полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета.

Доклады, представляемые субъектами бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации, а также в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, должны содержать:

· основные цели и задачи субъекта бюджетного планирования, их увязку с приоритетами государственной политики;

· расходные обязательства в соответствующей сфере деятельности и оценку объема доходов федерального бюджета, которыми управляют соответствующие субъекты бюджетного планирования;

· достигнутые в отчетном периоде и планируемые на среднесрочную перспективу (на период до 3 лет) измеримые результаты, а также ориентированные на их достижение бюджетные программы;

· распределение бюджетных расходов по целям, задачам и программам в отчетном и планируемом периоде;

· оценку результативности бюджетных расходов, обоснование мер по ее повышению.

· Представление аналогичных докладов следует ввести в практику на региональном и местном уровнях.

В настоящее время программно-целевое бюджетное планирование на федеральном уровне осуществляется в форме федеральных целевых программ, а также Федеральной адресной инвестиционной программы. Однако, несмотря на реализуемые в последнее время меры по более эффективному использованию преимуществ федеральных целевых программ, сложившиеся процедура и методология их разработки и реализации не полностью соответствуют требованиям программно-целевого метода планирования.

3.2 Совершенствование методических аспектов планирования финансирования бюджетного учреждения.

Можно сформулировать и некоторые изменения, которые необходимо внести в систему бюджетного бухгалтерского учета.

В целом необходимо добиться того, чтобы система бухгалтерского учета была простой, понятной и соответствующей целям бухгалтерского учета.

Одной из главнейших задач видится приведение системы бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений в соответствие с нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет в целом. Важно и то, как будет осуществлено это соответствие. На данный момент проблема не в том, что система бюджетного учета не соответствует нормам хозрасчетного учета, а в том, что учет на типичных участках учета в бюджетных учреждениях и хозрасчетных организациях регламентируется различными нормативными актами.

Конечно, такие специфичные учетные процедуры, как учет фактических расходов учреждения, учет кассовых расходов должны быть прописаны в специализированной инструкции Минфина РФ. Но, скажем, методы оценки имущества, методы формирования учетной политики и валютного учета должны быть едиными для всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы.

Те или иные методы учета также необходимо привести в соответствие с новыми условиями хозяйствования. В частности, учет в разрезе источников финансирования необходимо регламентировать следующим образом:

1. Учет хозяйственных операций ведется раздельно по:

· федеральному бюджету;

· бюджету субъектов РФ;

· местным (районным) бюджетам;

· по предпринимательской деятельности;

· по специальным средствам и безвозмездным поступлениям.

2. Мемориальные ордера составляются раздельно по каждому источнику финансирования.

3. Книга "Журнал – главная" ведется единая в случае небольшого количества источников финансирования, либо раздельно по каждому источнику (в случае наличия нескольких бюджетных и внебюджетных источников финансирования).

4. Отчет об исполнении сметы расходов, баланс ведутся раздельно по каждому источнику финансирования. При необходимости составляется консолидированный отчет по нескольким бюджетным источникам финансирования.

Что касается нормативно-правовой базы бухгалтерского учета, как в целом, так и бюджетного в частности, то повышению ее качества способствовало бы участие в разработке соответствующих законопроектов и инструкций профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций, специалистов в области бухучета. Данная практика широко применяется в развитых странах. У нас же Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и другие министерства и ведомства регулируют учетное дело без учета мнения бухгалтерской общественности.

Еще одна задача, которую необходимо решить в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений – это повышение достоверности бухгалтерской информации. Очень часто учет ведется "на глазок", что зачастую искажает отчетность и способствует принятию неверных решений. Для этого необходимо не только менять методику учета тех или иных операций, но и повышать профессиональный уровень бухгалтерских работников. Большую роль в решении данной задачи играет применение автоматизированных систем бухгалтерского учета.


Заключение

Целью настоящей работы являлось рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Из чего можно сделать следующие выводы:

1. Системе сметного планирования присущи следующие недостатки:

- непрозрачность планирования – показатели плана не характеризуют обоснованность расходов;

- затратный принцип – при планировании отталкиваются от сложившегося уровня расходов, отсутствуют стимулы к их снижению;

- отсутствие оперативного механизма в обоснованном изменении плановых показателей.

2. Необходимо, чтобы бюджет формировался исходя из целей и планируемых результатов деятельности; чтобы выделяемые бюджетные ассигнования имели четкую привязку к конечным результатам деятельности бюджетных учреждений.

3. Необходимо определить мероприятия по подготовке реструктуризации бюджетной сети. Они должны привести к тому, что бюджетных учреждений станет намного меньше, чем сейчас. Уже сейчас организации, которые реально предоставляют большой объем платных услуг, вполне готовы к переходу в новые организационно-правовые формы. Эти организации не являются получателями бюджетных средств. За их обязательствами нет субсидиарной ответственности государства. Это организации, которые предоставляют бюджетные услуги, и получают за них возмещение из бюджета в том же объеме, может быть и большем, если они эффективны. Если нет конкурсного распределения, это может быть субсидирование деятельности определенного типа предприятий.

4. Другая необходимость реформирования – это конкурсное распределение в рамках своего социального заказа, когда объявляется тендер, выигрыш которого означает заключение контракта на оказание государственных услуг. Потребуется внесение изменений в законодательство о закупках. Сейчас оно написано так, что каждое учреждение закупает для себя скрепки, бумагу, строительные подряды. При закупке государственных услуг ситуация будет складываться другим образом. Конкурс будет объявляться бюджетным учреждением, но услуги получать иное лицо (физическое лицо, организация), а бюджет их только оплачивать.

5. Необходимо изменить статью о смете доходов и расходов. Это будет бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации с комментариями конституционного суда РФ. Издательство «Инфра-М», 2011г.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2007года».

3. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 115-ФЗ, от 08.08.2001 N 127-ФЗ, от 07.05.2002 N 51-ФЗ).

4. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2010.-703 с.

5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская, М.В. Романовский.- 4-е изд., испр. и перераб. - СПб: Питер, 2008.

6. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 2008.

7. Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ Под ред. И.Д. Маукуляка. – М.: Изд. РАГС, 2008.

8. Ковалев В.В. Основы финансового менеджмента. –М.: Финансы и статистика, 2008.

9. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2003.

10. Финансовый менеджмент. Под ред. Стояновой Е.С. – М.: Перспектива, 2008.

11. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Шохина Е.И. – М.: КНОРУС, 2008

12. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2006.

13. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: