Смена научных парадигм как предпосылка формированияпостиндустриального общества

На постиндустриальной стадии развития общества с социально ориентированнойэкономикой рыночного типа производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. Активом человеческого капитала является образование. В современных условиях данный актив становится решающим фактором рыночного успеха,экономического роста и научно-технического потенциала.

понятие которой введено Томасом Куном: «Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному обществу модель постановки проблем, и их решений». Переход к новой парадигме составляет суть научной революции, ее ядро, «отказнаучного сообщества от той или иной освященной веками научной теории в пользу другой теории, несовместимой с прежней» [11].

этапы формирования парадигмы обществоведения, смена которых в конечном итоге приводит к возникновению «информационного общества»,где основной движущей силой является «человеческий капитал»:

1. Формирование античной парадигмы обществоведения произошло в Древней Греции в IV в. до нашей эры.

2. Преобладание средневековой парадигмы обществоведения относится к периодурасцвета феодализма. Ее отличительные черты: господство мировых религий, признаниебожественных законов.

3. Становление индустриальной парадигмы обществоведения можно отнести к периоду утверждения капиталистического строя, где осуществляется формирование основ индустриальной цивилизации__

4. Формирование постиндустриальной парадигмы, основу которой составляет производство научных знаний и информации [1].

Со сменой научных парадигм происходит изменение не только общественно-экономических формаций, но и форм организации науки, что способствует активному научному поиску, демонополизации исследований и преподавания, творческому соперничеству различных научных школ и центров, разрабатывающих, реализующих и предполагающих ту или иную гипотезу, теорию или парадигму.

Смена парадигм обусловливает деление истории на три эпохи: «доэкономическую»,«экономическую» и «постэкономическую», причем критериями являются тип человеческой деятельности и характер взаимодействия интересов личности и общества.

Начало постэкономической трансформации было положено технологической революцией и сопряженным с ней резким возрастанием роли знаний. Машинные технологиииндустриального уклада стали уступать место ォинтеллектуальным технологиямサ. В результате ォосновными ресурсами общества становятся не труд и капитал, а знания и информацияサ, что является основой формирования человеческого капитала.

Исследования показали, что в процессе смены парадигм последних десятилетий именно технологическая революция и производство информационных технологий могут практически решить проблему скорой исчерпаемости минеральных и энергетических запасов, в результате чего постиндустриальные страны будут

существовать в мире неограниченных ресурсов.

Таким образом, знания и информация будут являться главным ресурсом общества,наделяясь признаком неисчерпаемости, а неограниченность ресурсов и нематериальная(информационная) составляющая готового продукта представлены как неразрывные,взаимообусловленные явления.

Анализируя вопросы эволюции постиндустриального общества, мы можем определить факторы его формирования и значение человека как творческого, обладающегоразвитым интеллектом индивида, способного осмыслить огромный поток информации,использовать ее для продуцирования нового знания.

Традиционно понимаемый рыночный тип хозяйствования определяется новым содержанием, адекватным современному состоянию общества эпохи научно-техническойи информационной революции. В настоящее время для наиболее развитых стран мирахарактерен переход к новому типу общества — постиндустриальному, или информационному, обществу, что обусловлено тенденциями повышения значения инноваций, новых научных знаний и информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: