Технологические инновации и конкурентоспособность стран на мировых рынках технологий

В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит стимулирование обновления и совершенствования, т.е. стимулирование производства инноваций. Таким образом, процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории — все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, «национальный ромб». Он включает в себя четыре компонента:

· Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.

· Условия спроса, то есть, каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.

· Родственные и поддерживающие отрасли, т.е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.

 Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

По методике Всемирного экономического форума (ВЭФ) лидерами в рейтинге конкурентоспособности являются страны, лидирующие в технологической области.

С 2000 г. при составлении рассчитываемого ВЭФ индекса перспективной конкурентоспособности, отражающего потенциал устойчивого развития страны в среднесрочной перспективе, в расчет принимались три величины: а) технологический (инновационный) индекс; б) индекс государственных учреждений; в) индекс макроэкономической среды.

Для анализа по технологическому (инновационному) индексу эксперты ВЭФ разделили все государства на основные инновационные страны (coreinnovators) и неосновные инновационные страны (non-coreinnovators). В странах первой группы за счет технологий обеспечивается 50% показателя конкурентоспособности и по 25% приходится на индекс государственных учреждений и индекс макроэкономической среды. В странах второй группы все индексы обеспечивают по 1/3 этого показателя.

Таким образом, в современных условиях удельный вес инноваций в общем индексе конкурентоспособности государств составляет от 1/3 до 1/2. При этом, чем ближе государство к тому, чтобы войти в число основных инноваторов, или, по классификации М. Портера, достичь инновационной стадии развития, при которой отечественные фирмы не только улучшают иностранные технологии, но и создают собственные, тем больший вес в обеспечении конкурентоспособности имеют инновации.

Сегодня в мире существует несколько методик оценки уровня конкурентоспособности, но объединяет эти методики признание ведущей роли инноваций в обеспечении конкурентоспособности. Для этих целей разрабатываются большие массивы статистических данных.

Свою оценку инновационной активности предлагает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ежегодном докладе «Science, TechnologyandIndustryScoreboard». Для этого применяется ряд показателей, отражающих уровень и структуру усилий, предпринимаемых странами в области науки и технологий.

Уровень инновационной активности страны определяется наличием необходимой базы знаний для инноваций и механизмов реализации имеющегося интеллектуального потенциала.

По мнению М. Портера, государство должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности, оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

В 1999 г. в Институте прогрессивной политики (США) был запущен проект по формированию национального индекса новой экономики, который послужил основой Глобального индекса информационной экономики — «GlobalNewE-EconomyIndex» (GNEI). Индекс глобальной информационной экономики включает пять категорий показателей:

· 1. Доля работников умственного труда, занятых в экономике. В этой группе показателей отражается количество инженеров на рынке труда, наличие ИТ-специалистов, количество компетентных руководителей на рынке труда каждой страны, число учащихся высших учебных заведений в возрасте от 17 до 34 лет.

· 2.Глобализация экономики. В отличие от индустриальной экономики, которая является национальной по своему масштабу, новая экономика носит глобальный характер. Данная категория охватывает такие показатели как экспорт товаров, экспорт коммерческих услуг, прямые инвестиционные потоки за границу, прямые вложения в имущество за рубежом.

· 3. Динамика экономики и конкуренция. Конкуренция в условиях новой экономики основана на способности компаний внедрять технологические нововведения, в короткие сроки создавать новые товары и услуги. Эта категория включает показатели ВВП на одного работника, наличие венчурного капитала, а также показатели мотивации работников, управления процессами, предприимчивость, финансовое благополучие.

· 4. Трансформация в информационную экономику. В состав данной категории входят такие показатели: Количество хостов на 1 тыс. человек, степень развития электронной коммерции, вложения в телекоммуникации (% в ВВП), доля от количества используемых во всем мире компьютеров, мощность компьютеров.

· 5. Возможности для внедрения технологических нововведений. Развитие новой экономики обеспечивается несколькими новыми факторами наряду с теми, которые действуют в индустриальной экономике. В «старой экономике» первостепенную важность имели материальные факторы, например, трудовые, денежные и природные ресурсы. Хотя они и сохранили свое значение в условиях новой экономики, следует также учитывать и такие, ранее не существовавшие возможности, как ускорение внедрения информационных и технологических нововведений. Эта категория включает следующие показатели: количество выданных патентов, общий объем расходов на исследования и разработки, общее количество работников в стране, занятых в исследованиях и разработках.

· Индекс глобальной информационной экономики представляет собой важный инструмент для определения динамики и устойчивости экономики, а также технологических возможностей и потенциала каждой страны. В ходе выполнения проекта GlobalNewE-EconomyIndex были собраны данные по 47 странам для рассмотренных выше пяти категорий.

· Европейским союзом используется система показателей, характеризующих европейское инновационное пространство — «EuropeanInnovationScoreboard» (EIS). «Карта европейского научно-инновационного пространства» — это специальная система индикаторов, анализ которой позволяет: зафиксировать ситуацию в стране и в ЕС в целом и отслеживать тренды по ключевым показателям.

· В 2001-2003 гг. «Карта европейского инновационного пространства» включала 17 индикаторов. В 2005 г. она была составлена на основе 26 показателей, а в 2006 г. — 25 показателей, объединенных в 5 категорий, последние разделены на 2 группы — «входные» и «выходные» индикаторы (в соответствии с табл.13).

· Отбор показателей ориентирован не столько на фиксацию сложившегося положения, сколько на динамику процесса. Показатели отдельных стран и ЕС в целом сравнивались с аналогичными показателями бесспорных мировых лидеров инновационного развития — Японии и США.

· За годы исследования конкурентоспособности стран в системе мирового хозяйства и факторов ее определяющих одной из ведущих европейских бизнес школ IMD (г. Лозанна) были сформулированы «золотые правила» конкурентоспособности, следуя которым страна добьется повышения или сохранения своей конкурентоспособности:

·  стабильное и предсказуемое законодательство;

·  гибкая структура экономики;

·  инвестиции в инфраструктуру;

·  стимулирование частных сбережений и внутренних инвестиций;

·  повышение агрессивности экспорта наряду с привлечение прямых иностранных инвестиций;

·  улучшение качества, оперативности и прозрачности управления и администрирования;

·  взаимообусловленность заработной платы, производительности труда и налогов;

·  сокращение разрыва между минимальными и максимальными заработками в стране и укрепление среднего класса;

·  крупные инвестиции в образование, особенно среднее, а также в непрерывное повышение квалификации работающих;

·  баланс преимуществ глобализации экономики и национальных особенностей и предпочтений.

Подходы, используемые при определении инноваций. Инновация и инновационный цикл. Линейная, нелинейная модель инновационного цикла. Фаза, стадия, полный, неполный инновационный цикл.

В настоящее время, на наш взгляд, может быть выделено три подхода к определению и пониманию инноваций.

1. Возможное условное название первого подхода – "результативный". Это означает, что инновация рассматривается с точки зрения результата – произведенного продукта или инициированного процесса. В соответствии с данным подходом инновация – это осязаемая, то есть "результированная" новизна.

2. Следующий подход может быть определен как функциональный по аналогии, например, с известным определением денег. Инновации делают организацию способной реагировать на изменения рынка и сохранять конкурентоспособность. В конкурентных организациях инновации не случайность, а результат эффективного управления инновационным процессом.

3. Аппликационный подход в определение инновации добавляет такую составляющую как реализация идеи. В соответствии с таким подходом инновация это процесс внедрения "проблемо-решающей" идеи, а не только разработки процесса ее генерирования. Один из авторов этого подхода Кантер подчеркивает, что центральными элементами дефиниции "инновация" являются generation (разработка), application (применение) и implementation (реализация).

Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы[1].

Более общее это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Цикл инновационный(1) – процесс, предполагающий наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствования способа удовлетворения своей потребности.

Цикл инновационный(2) - период создания, распространения и использования нововведений

Линейная модель «рыночного притяжения» инноваций (marketpull, needpull) получила широкое применение со второй половины 60-х годов. Модель предполагала, что инновации возникают в результате обнаружения потребности покупателя, четко сфокусированных исследований и разработок, завершающихся появлением новых продуктов на рынке. Научно-исследовательские разработки являются в этом случае реакцией на запросы рынка.

Цепная модель разделяет инновационный процесс на пять стадий (рис.5). На первой стадии идентифицируется потребность на потенциальном рынке. Вторая стадия начинается с изобретения и/или создания аналитического проекта нового процесса или товара, который, как планируется, удовлетворит найденную потребность. На третьей стадии происходит детальное проектирование и испытание, или фактическая разработка инновации. На четвертом этапе появляющийся проект перепроектируется и в конечном счете попадает в полномасштабное производство. Заключительная пятая стадия представляет инновации на рынок, инициируя маркетинговую и распределительную деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: