Православный этикет

В обращении с духовенством следует стремиться к нейтральной форме. Так, не является нейтральным об­ращение «отец» без употребления- имени — оно или фамильярно, или функционально. (Для священнослу­жителей между собой характерно обращение «Отцы и братья! Прошу внимания...».)

Наиболее нейтрально обращение «святой отец» к представителю священства или монашества любой ре­лигии или «матушка» по отношению к православной или католической монахине.

Обращаться к священнослужителю надо на «вы». Ес­ли священнослужитель — близкий вам человек, то в церкви и в присутствии посторонних его также надо называть на «вы», а обращение «ты» оставить для дома. В церковной среде принято обращаться с употреб­лением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по-церковнославянски. Поэтому говорят: «отец Иоанн» (не «отец Иван»), «диакон Сергий» (а не «дья­кон Сергей»), «патриарх Алексий» (а не «патриарх Алексей»).

Церковная иерархия. Священство — это одно из таинств, в котором слу­жителям Церкви дается особая благодать Святого Духа. Церковная иерархия в православии по возрастающей линии старшинства следующая: диакон (дьякон), свя­щенник (иерей), епископ (архиерей).

Диакон (или дьякон, от греч. бшкоуос, — служи­тель) — так называется лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. По происхождению своему это служение относится к вре­менам апостольским и возникло в церкви иерусалим­ской по следующему поводу. Многие жаловались на не­равномерную раздачу собранных пожертвований, вследствие чего являлись обделенными, особенно вдо­вы. Сами апостолы, обязанные прежде всего пропове­довать слово Спасителя, не имели возможности печься о столах и на это служение посвятили своим рукополо­жением семь избранных общиной почтенных лиц. Это первоначальное служение скоро ос­ложнилось другими многочисленными занятиями и обязанностями. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верую­щих и свои наблюдения представляли епископу. По указанию епископа они распоряжались церковным имуществом: раздавали милостыню, заботились о со­держании сирот, вдов и вообще всех пользовавшихся церковными пособиями. Они были посредниками между епископом и паствой: передавали ей распоряже­ния епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа.

Священник (или иерей) - название пресвитера, перешедшее в христианскую церковную терминологию из античных греческих культов. Свя­щенник — вершитель шести таинств церкви (креще­ния, миропомазания, евхаристии, покаяния, брака и елеосвящения). Для всех своих прихожан он — ближайший учитель, начиная с церковной кафедры в хра­ме и посещения домов верующих и заканчивая всеми встречами и разговорами. Он — проповедник религиоз­ных начал жизни, но в то же время защитник всякого непротивного религии и общественному благу знания (например, медицинского, сельскохозяйственного и домоводственного), умственного и нравственного образо­вания и воспитания.

Епископ (или архиерей) — название третьей, выс­шей степени церковной иерархии, совмещающей в се­бе всю полноту апостольской власти. Не только в Свя­щенном Писании, но и в творениях Отцов Церкви II— III вв. по причине еще не установившейся тогда терминологии епископы и апостолы нередко именова­лись пресвитерами. Несомненно, что епископство как высший чин в управлении церковной жизнью учрежде­но еще в апостольский век

Священнические одежды отличаются от диаконских. Прежде всего, на груди у священника обязательно есть крест. Если крест белый, серебряный — перед вами иерей. Желтый наперсный крест — уже награда, и пе­ред вами либо иерей награжденный, либо протоиерей, прослуживший много лет. Иерей совершает все таинст­ва, кроме рукоположения.

У епископа на груди висят крест с украшениями и панагия — икона с изображением Божией Матери, а на голове надета митра — головной убор, расшитый камнями, с четырьмя иконками и крестом сверху. Только епископ имеет право рукополагать в священ­ный сан. Есть еще немало различий, но для начала чело­веку, впервые попавшему в храм, будет достаточно и этих.

Обращение к духовному лицу. Православный всегда с особой почтительностью от­носится к епископам. Обращаясь к архиерею, его ве­личают «Владыко» («Владыко, благословите»). «Владыко» — так звучит слово в звательном падеже церковно­славянского языка, а в именительном падеже - Владыка (например, Владыка Варфоломей благосло­вил…).

В официальном обращении употребляются иные выражения. Например, обращаясь к епископу - «Ва­ше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыко»; в третьем лице — «Его Преосвященство рукоположил во диакона…». Обращаясь к архиепископу и митропо­литу — «Ваше Высокопреосвященство», «Высокопреосвященнейший Владыко»; в третьем лице — «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам...». Обращаясь к патриарху — «Ваше Святейшество», «Святейший Владыко»; в третьем лице — «Его Святей­шество посетил епархию».

У епископа берут благословение таким же образом, как у священника: ладони складывают крестообразно годна на другую (правая наверху) и подходят к архиерею для благословения.

Телефонный разговор с епископом начинают словами: «Благословите, Владыко». или «Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)».

В церковной практике не принято приветствоват1 священника словом «здравствуйте».

Сам же священник, представляясь, должен сказать «иерей (или священник) Василий Иванов», «протоие­рей Геннадий Петров», «игумен Леонид»; но будет на­рушением церковного этикета сказать: «Я — отец Ми­хаил Сидоров».

Ссылаясь на священника, обычно говорят в третьем лице: «Отец настоятель благословил...», «Отец Михаил считает...». В многоклирном приходе, где могут оказать­ся священники с одинаковыми именами, для различе­ния их говорят: «Протоиерей Николай в командиров­ке, а иерей Николай причащает». Или же в этом случае к имени добавляется фамилия: «Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки».

Сочетание «отец» и фамилия священника («отец Иванов») тоже употребляется, но редко, так как имеет оттенок официальности и отстраненности.

Если вы оказались в обществе нескольких священни­ков, то благословения вы должны просить в первую оче­редь у священников, старших по званию, то есть внача­ле у протоиереев, затем у иереев. Некоторую подсказку дает крест, который носит священник.

Если вы уже взяли благословение у двух-трех свя­щенников, а рядом находятся еще три-четыре батюш­ки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы», — и поклонитесь. Заметим, что в право­славии не принято обращаться со словами «святой отец», а принято говорить — «честный отче» (напри­мер: «Помолитесь за меня, честный отче»).

Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (ес­ли среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) по старшинству, затем — женщины, тоже по старшинству. Если подходит под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: «Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее».

Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в при­емной мэра, в магазине и т. п.)? Даже если он в граж­данской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.

При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что ограниченная жестикуляция есть признак воспитанно­го человека).

В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение нормы, ко­торая соблюдается даже по правилам мирского этике­та. Поза не должна быть развязной, тем более вызываю­щей.

Не принято сидеть, если священник стоит, садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно ме­нее всего подвластен сознательному контролю, не дол­жен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд — кроткий, смиренный, по­тупленный — сразу же говорит о человеке воспитан­ном, в нашем случае — церковном

При прощании, как и при встрече, мирянин bhobi испрашивает благословения у священника: «Простите батюшка, и благословите».

Диакон является помощником священника. Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священ­ник и которая дается в таинстве рукоположения во свя­щенника В силу этого диакон не может самостоятель­но, без священника, служить литургию, крестить, испо­ведовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы). Соответственно, к нему и не обращаются с просьбой о совершении таинства и требы и не просят благословения. Но, безусловно, диакон может помочь советом, молитвой.

К диакону обращаются со словами «отец диакон». Например: «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Если хотят узнать имя священно­служителя, спрашивают обычно следующим образом: «Простите, какое ваше святое имя?» (так можно обра­щаться к любому православному). Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать слово «отец». Например: «Отец Андрей, позвольте задать вам вопрос». Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: «Отец диакон сказал мне...», «Отец Владимир сообщил...», «Диакон Павел только что ушел».

Поведение в церкви. В Бога можно верить, а можно не верить, но в любом случае лучше Ему не лгать. Мало чести изображать лож­ные чувства и лукавить Высшему Существу. Лучше быть честным атеистом, чем лицемерно изображать набож­ность и творить обман в душе своей. В то же время необходимо тщательно соблюдать обрядовую часть богослужения, ибо кодекс поведения в храмах сложился течение веков. Мы в нашей книге уделим внимание православному богослужению. Тех же, кого интересует исламское богослужение, иудаистское или буддийское, отсылаем в соответствующие храмы, где они, без со­мнения, найдут для себя подходящую литературу.

Людям, идущим в православный храм, надо знать, что церковь - это особый мир со своими правилами. Посещение церкви начинается с выбора одежды - она должна быть опрятной и скромной. Категорически нельзя идти в храм вызывающе одетым: женщины не должны быть в брюках, коротких юбках, без головного убора, с помадой на губах; мужчины не должны прихо­дить в шортах, теннисках, в рубашках с короткими ру­кавами, от них не должно пахнуть табаком. Это вопро­сы не только благочестия, но и этикета, потому что нарушением норм поведения можно вызвать справед­ливую отрицательную реакцию (пусть даже только в душе) у окружающих.

Человек должен помнить, что он идет в храм — дом Божий, а не в театр или на концерт. На груди обязатель­но должен быть нательный крест, освященный в право­славной церкви.

Утром перед посещением храма нельзя принимать пищу. Более того, если человек идет, чтобы причастить­ся Святых Божественных Христовых Тайн, то до этого следует как минимум три дня поститься, а накануне с двенадцати часов ночи нельзя пить или принимать пи­щу вообще.

Вход в храм с улицы обычно устраивается в виде па­перти — площадки перед входными дверями, на кото­рую ведут несколько ступеней. Входить в храм следует через главный (западный) вход. Перед входом в храм, естественно, нужно перекреститься три раза и положить три поклона с молитвами: «Боже, милостив буди мне грешному» — поклон; «Более, очисти мя, грешного, и помилуй мя»;— поклон; «Создавый мя, Господи, про­сти мя» — поклон. Мужчина при этом обязательно сни­мает головной убор, женщина же непременно должна быть спокрытой головой. Исключение могут состав­лять только девушки, то есть незамужние женщины. Налагая на себя при входе в храм крестное знамение и читая надпись над входом «Благословен грядый во имя Господне» (или по-русски: «Благословен тот, кто идет во имя Господне»), мы должны помнить, что входим в дом Божий и получаем, естественно, Его благословение.

Осенять себя крестным знамением (креститься) по­лагается не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки, а остальные два сложив и пригнув к ладо­ни. Сложенной таким образом правой рукой следует последовательно коснуться лба, живота, правого и лево­го плеча.

Человеку, вошедшему в храм, первое время надо ко­нечно же осмотреться, заметить, что делают остальные люди, куда направлены их взоры. Совершенно недопус­тимо ходить задрав голову, словно в музее, держать ру­ки в карманах, толкаться, громко разговаривать, лезть туда, где молятся люди, то есть проявлять элементар­ную невоспитанность.

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в пра­здники. Установление и соблюдение праздников необ­ходимо: они учат православных христианской вере, воз­буждают и питают любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, того, чтобы просто помолиться.

Портфели и сумки не мешают отправлению религиозных обрядов, но когда верующий подходит к причастию следует оставлять сумку в стороне, поскольку в этот момент обе руки нужно крестообразно сложит! на груди.

Осенение себя крестным знамением и поклоны со­вершаются и в определенные моменты богослужения: во время пения «Господи, помилуй» и «Подай, Госпо­ди», во время молитвословий «Приидите, поклоним­ся».» и «Аллилуйя». При этом мысленно возносится мо­литва Господу.

Когда священнослужитель благословляет молящих­ся, он произносит: «Мир всем», «Главы наши Господеви преклоним», а также совершает каждение стоящих в храме. Креститься при этом не надо — нужно только наклонить голову. Основным моментом в богослуже­нии является чтение из Священного Писания. Во время чтения Евангелия нужно стоять с наклоненной головой, внимательно слушая, а перед началом и окончанием чтения — перекреститься.

Особое внимание и благоговение, исключающие всякие хождения и разговоры, требуются во время Ев­харистического канона — после пения «Верую». При возгласе священника «Святая святым..» и перед прича­щением делается земной поклон, если это возможно (если в храме не слишком тесно).

Подойдя к иконе, надо не торопясь, благоговейно перекреститься два раза, поцеловать икону и, перекре­стившись еще раз, отойти. Причем никогда не дерзайте целовать лик.

Когда выносится святая чаша с Пречистым Телом и Кровью Христовыми, надо сделать земной поклон, за­тем встать и сложить крестообразно руки на груди, правую на левую. Внимательно слушать молитву, мыс­ленно повторяя ее слова. Подойдя к святой чаше, надо громко и ясно назвать свое имя и широко открыть ус­та. Приняв частицу Святых Даров Христовых, надо по­целовать основание святой чаши и тихо отойти к тому

месту, где вам дадут вино и просфору. После святого причащения следует возблагодарить Господа и прослу­шать благодарственные молитвы.

Обычно люди приходят в тот храм, который терри­ториально ближе. Отсюда, собственно, и такие поня­тия, как приход, приходской храм, прихожане. Служба во всех храмах проходит одинаково, везде приносится бескровная жертва Богу, совершаются таинства, обря­ды, удовлетворяются религиозные потребности верую­щих.

Бескровная жертва — это главное из семи таинств Церкви, которое совершается только во время Божест­венной литургии в воспоминание Спасителя. Это при­ношение Богу таинственной жертвы под видом хлеба и вина, которые пресуществляются в Тело и Кровь Хрис­товы, и преподание их верующим для вкушения. Хлеб — это просфора, а вино — обычный кагор (вино­градное красное).

Человек, вошедший в церковь, должен смирить в се­бе один из самых тяжких грехов — гордыню (матерь всех наших пороков) и вести себя тихо, скромно и бла­гоговейно. Пришел в храм, стал на одном месте и стой там до самого окончания службы. Перемещаться по храму можно, лишь когда идешь на исповедь, прило­житься к кресту или чествуемой иконе и т. д.

Идти в храм надо на всю службу, а не только для то­го, чтобы, как говорится, отметиться.

Если у вас возникли вопросы к священнослужителю, то следует дождаться момента, когда он освободится, либо задать их на исповеди: Но лучше — об этом гово­рят и Святые Отцы, и жизненный опыт, — когда у ве­рующего человека имеется постоянный наставник, осу­ществляющий духовное водительство. Отцу, матери, другу не задашь порой таких вопросов, не расскажешь того, что можешь поведать духовному отцу. Причем верующие должны быть абсолютно уверены в соблюде­нии тайны исповеди.

Когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, Евангелием, чашей или святой ико­ной, надлежит, склонив голову, перекреститься. Пре­клонять голову надлежит во время чтения святого Еван­гелия, а также когда священнослужитель призывает к этому: «Главы ваши Господу преклоните», когда совер­шает каждение или благословляет.

Не следует творить земные поклоны и преклонять колена в воскресные дни, великие праздники, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы, так как в эти дни вспоминается примирение людей с Богом.

Чтобы приложиться к иконам или мощам святых, надо подходить к ним не спеша и делать два поклона перед целованием и один после целования образа На иконе Иисуса Христа следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); на иконах нерукотвор­ного образа Спасителя и усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в косу волос; на иконе Божией Матери и святых — в ручку. Если на иконах изображе­но несколько святых лиц, то целовать, икону полагается один раз, чтобы при стечении молящихся не задержи­вать их.

Категорически не следует, прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, целовать их в лик или в нимб.

Свеча, равно как и просфора, — это атрибут богослу­жения. Огонь свечи символизирует вечность. В старину люди, прося чего-либо у богов, жертвовали им жир и шерсть животного. В христианстве они были заменены свечой.

Не стоит стремиться к увеличению размера свечи и ее цены — в вашей бескровной жертве Богу все зависит только от стремления человека, его искренности и воз­можностей. Главное — искренность вашей молитвы, а уж если есть достаток, то ставьте большую свечу. Ведь при всем этом следует помнить, что чем больше вы бла­годарите Бога, тем больше вам воздастся.

Свечи принято ставить перед началом службы, что­бы во время богослужения самому не отвлекаться от молитвы и другим не мешать.

Свеча за упокой души умершего ставится на канун, который обычно стоит в притворе храма, в начале тра­пезной. Свечу следует зажигать только от другой горя­щей свечи, но ни в коем случае не от спичек. Затем, слег­ка подогрев ее нижнюю часть, вставлять в специальную лунку. При этом следует мысленно просить у Господа за того, кого вы в этот момент поминаете.

Свечу за здравие стоит ставить у иконы ангела-хра­нителя.

При выходе из храма все следует делать точно так же, как и при входе. Надо перекреститься три раза на алтарь, затем, выходя из притвора, обернуться лицом к храму, опять три раза перекреститься, поклониться и уже спокойно продолжить свой путь.

Посещение монастыря. Монастырь — это особый мир. И нужно время, что бы усвоить правила монашеского общежития.

Придя в монастырь паломником или трудником, необходимо помнить, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя. Оставляют вне монастыря все свои греховные при­вычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.). Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови»,

Без ропота довольствуются одеждой, условиями сна, пищей и употребляют ее только на общей трапезе.

Не входят в чужие кельи, если только не посланы ту­да настоятелем При входе в келью творят вслух молит­ву: «Молитвами Святых Отцев наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монас­тыре: «Молитвами Святых Матерей наших.»»). Не вхо­дят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь». Избегают вольного обращения, смеха, шуток. При работе на послушаниях стараются щадить не­мощного, который работает рядом, с любовью покры­вая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спа­сайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси, Господи». В отличие от мира за руку друг друга не берут. Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пишу, отвечают: «Аминь». За столом молчат и внимают чтению.

К богослужению не опаздывают, разве только при за­нятости на послушании. Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобре­тая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: