Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Общая численность мусульман в мире около 1 млрд человек (90% из них сунниты).
Представители шиизма (от араб, аш-шийа — группа приверженцев) признают Коран и единственно законными преемниками пророка Мохаммеда —- халифа и первого имама Али ибн Аби Талиба,а также его потомков. Широкое распространение в шиизме получили представления об имамах как носителях Божественной субстанции и об имамате как форме Божественного руководства общиной. Шиизм исповедует на-| селение Ирана, Азербайджана, это учение широко распространено также в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне и др.
Представители суннизма (от араб, ахлъ-ас-сунна — люди сунны) признают помимо Корана сунну (священное предание, составленное в VII—IX вв. из хадисов), при выборе высшей мусульманской власти опираются на согласие всей общины и придерживаются ритуальных, бытовых и социальных правил одного из четырех мазхабов. Сунниты составляют большинство в исламском мире. К ним относятся аварцы, абхазы, казахи, киргизы, крымские татары, афганцы, боснийцы, мусульмане Индии, Пакистана, Марокко. Мусульмане Поволжья, в том числе татары и башкиры, также являются суннитами. Население Ирака делится на суннитов на севере страны и шиитов на юге.
|
|
Мазхабы (араб. - путь) — религиозно-правовые школы в суннизме (ханафиты, шафииты, ханбалиты, маликиты), называемые праведными. Мусульмане Поволжья, Центральной России и Сибири, как и большинство мусульман мира, традиционно придерживаются мазхаба ханафитского толка, а мусульмане Северного Кавказа являются приверженцами мазхаба шафиитского толка.
Существуют также ереси и современные течения, выступающие от имени ислама. Одним из них является ваххабизм. Родоначальником этой секты является Мухаммад ибн Абдель Ваххаб. Он считал себя последователем мазхаба ханбалитского толка. В некоторых странах (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Судан) ваххабизм является государственной доктриной или его влияние является доминирующим.
Исламские праздники. Мусульманские праздники — неотделимая часть исламских канонических обрядов, таких как молитва, пост, паломничество и раздача милостыни.
Главными являются два праздника: Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр. К общепринятым во всем мусульманском мире относятся также праздники Мавлид ан-Наби, Ис-ра аль-Мирадж и Лейлят аль-Кадр. Мусульмане-шииты отмечают еще несколько праздников. К числу мусульманских нередко причисляют и праздники, не имеющие прямого отношения к исламу, например Навруз (праздник весеннего равноденствия).
|
|
Все мусульманские праздники отмечаются по лунному календарю, где первый год (хиджра) соответствует 622-му по григорианскому календарю, а первый месяц соответствует февралю по григорианскому календарю. Год лунного календаря на 11 дней короче солнечного, так что мусульманские праздники приходятся на разные числа и месяцы григорианского календаря.
Мавлид ан-Наби — день поминовения рождения пророка Мохаммеда (точная дата его рождения неизвестна). Отмечается 12-го числа третьего месяца. По случаю праздника читают проповеди в мечетях, происходит общая молитва в честь Мохаммеда, раздают милостыню. Непременный атрибут праздника — обряд мавалид, в который входит чтение аятов из Корана, восхваляющих пророка. Во многих странах проходят торжественные процессии с зажженными фонарями и факелами.
Исра аль-Мирадж (Ночь вознесения) — праздник, посвященный ночному путешествию Мохаммеда в Иерусалим на крылатом коне аль-Бураке и вознесе-Яию пророка на небеса. Отмечается 27-го числа седьмого месяца. Ночь праздничного дня проводят в бдении, читают Коран, молятся, пересказывают чидесное предание.
Лейдят ель-Кадр (Ночь предопределения) – праздник откровения Коарна. Святость его заключается в том, что именно этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Отмечается 27-го числа девятого месяца (рамадана).
Ид аль-Адха (тюркское название — Курбан-байрам) — праздник жертвоприношения. Отмечается в последний день двенадцатого месяца. Начинается в день завершения хаджа и продолжается 3—4 дня, когда паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Мина в память о жертвоприношении Ибрахима. В этот день не только паломники, но и каждый имеющий средства мусульманин обязан принести жертву: одна треть мяса жертвенного животного обычно идет на праздничную трапезу, а остальное раздается беднякам.
Праздновать день жертвоприношения начинают с самого утра До рассвета мусульмане совершают полное омовение, надевают лучшую одежду, совершают утреннюю молитву. Через некоторое время собираются в мечети на хутбу (проповедь) и праздничную молитву. После этого совершается обряд жертвоприношения. На протяжении всех праздничных дней принято читать Коран, вести благочестивые разговоры, делать подарки, посещать кладбища.
Шиитскими праздниками являются дни рождения дочери пророка Мохаммеда — Фатимы и имамов, а также Кадир-ком (по-персидски), или Гадир-хумма (по-арабски), который связан с преданием о том, что в этот день Мохаммед провозгласил халифа Али своим преемником; траурными днями считаются дни смерти пророка Мохаммеда, Фатимы и имамов.
Главный шиитский праздник — Ашура (день поминовения имама Хусейна). В течение первых девяти дней устраиваются мистерии, инсценирующие историю ги-. бели Хусейна, вывешиваются траурные флаги и лозунги. На десятый день происходит торжественное шествие — оплакивание Хусейна (таазийе), которое начинается с проповеди, затем следуют пение хора мальчиков и само шествие. Его участники, подчеркивая свою скорбь и напоминая о кровавой битве, в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбной процессии громко оплакивают имама и повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах Хусейн!» («Владыка Хусейн, о горе, Хусейн!»). Это восклицание трансформировалось в еще одно название траурного дня — Шах-сей-вахсей.
Исламский пост. Соблюдение религиозного поста (араб. — ас-саум, тюрк-перс. — ураза, руза) в течение месяца рамадана является обязанностью мусульманина. От этого поста освобождают больных, немощных людей, несовершеннолетних детей, беременных и кормящих женщин. Смысл его заключается в полном воздержании от того, «то отвлекает от благочестия, в соблюдении духовной и телесной чистоты. В пост от начала утренней молитвы до захода солнца запрещается употреблять любую пищу и питье, принимать лекарства, совершать совокупления. После захода солнца запреты снимаются, однако предаваться излишествам не рекомендуется. Желательно проводить время в молитвах, совершать богоугодные деда и раздавать милостыню.
|
|
Поведение в мечети. Мечеть — молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам — Запретная мечеть, которая находится в Мекке. В центре ее стоит Кааба — главная святыня мусульман.
В первые века существования ислама мечеть строилась стена к стене с домом наместника, в ней хранилась казна, объявлялись указы, вершился суд шариата В наше время светские функции мечети изменились, но она по-прежнему играет объединяющую роль: здесь организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.
По уровню своей значимости мечети делятся на соборные (они же пятничные), квартальные, домашние, мечети при медресе, а также при аэропортах, гостиницах и т. д. Привычный облик мечети, включающий купол и минарет, сложился лишь около VIII в.
Пять раз в день в строго определенное время с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает особый служитель — муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб — специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар — трибуна для проповедника.
Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным, но женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа.
Существуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания. Нельзя заходить в мечеть в нетрезвом состоянии. Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. Пол в мечети устлан коврами, поэтому обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон.
|
|
Особые правила посещения мечетей существуют для женщин. Одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не. должен быть вызывающе ярким, а силуэт — облегающим. Волосы следует полностью спрятать под платок. Уровень требований к внешнему облику женщин в разных мечетях различен. Так, в Москве достаточно относительно длинного платья и платка, а, например, в Мешхеде иностранной посетительнице выдается чадра В «критические дни» женщине запрещается посещать мечеть.
В целом посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз (араб, salat — салат, салят), то есть молиться, кто-то — читать Коран или просто сосредоточиться на мысли о Всевышнем Поэтому не сле-повышать голос, смеяться, браниться и т. д. Когда пласт время намаза, верующие совершают омове-(вуду) и выстраиваются рядами за имамом — предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.