Исламский этикет

Основными направлениями в исламе являются сун­низм и шиизм. Общая численность мусульман в мире около 1 млрд человек (90% из них сунниты).

Представители шиизма (от араб, аш-шийа — группа приверженцев) признают Коран и единственно закон­ными преемниками пророка Мохаммеда —- халифа и первого имама Али ибн Аби Талиба,а также его потомков. Широкое распространение в шиизме по­лучили представления об имамах как носителях Боже­ственной субстанции и об имамате как форме Божест­венного руководства общиной. Шиизм исповедует на-| селение Ирана, Азербайджана, это учение широко распространено также в Йемене, Ираке, Ливане, Бах­рейне и др.

Представители суннизма (от араб, ахлъ-ас-сунна — люди сунны) признают помимо Корана сунну (священное предание, составленное в VII—IX вв. из хадисов), при выборе высшей мусульманской власти опираются на согласие всей общины и придерживаются ритуаль­ных, бытовых и социальных правил одного из четырех мазхабов. Сунниты составляют большинство в ислам­ском мире. К ним относятся аварцы, абхазы, казахи, киргизы, крымские татары, афганцы, боснийцы, му­сульмане Индии, Пакистана, Марокко. Мусульмане Поволжья, в том числе татары и башкиры, также явля­ются суннитами. Население Ирака делится на суннитов на севере страны и шиитов на юге.

Мазхабы (араб. - путь) — религиозно-правовые школы в суннизме (ханафиты, шафииты, ханбалиты, маликиты), называемые праведными. Мусульмане По­волжья, Центральной России и Сибири, как и боль­шинство мусульман мира, традиционно придержива­ются мазхаба ханафитского толка, а мусульмане Север­ного Кавказа являются приверженцами мазхаба шафиитского толка.

Существуют также ереси и современные течения, выступающие от имени ислама. Одним из них являет­ся ваххабизм. Родоначальником этой секты является Мухаммад ибн Абдель Ваххаб. Он считал себя последо­вателем мазхаба ханбалитского толка. В некоторых странах (Саудовская Аравия, Объединенные Араб­ские Эмираты, Судан) ваххабизм является государст­венной доктриной или его влияние является домини­рующим.

Исламские праздники. Мусульманские праздники — неотделимая часть ис­ламских канонических обрядов, таких как молитва, пост, паломничество и раздача милостыни.

Главными являются два праздника: Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр. К общепринятым во всем мусульманском мире относятся также праздники Мавлид ан-Наби, Ис-ра аль-Мирадж и Лейлят аль-Кадр. Мусульмане-шииты отмечают еще несколько праздников. К числу мусуль­манских нередко причисляют и праздники, не имею­щие прямого отношения к исламу, например Навруз (праздник весеннего равноденствия).

Все мусульманские праздники отмечаются по лун­ному календарю, где первый год (хиджра) соответству­ет 622-му по григорианскому календарю, а первый ме­сяц соответствует февралю по григорианскому кален­дарю. Год лунного календаря на 11 дней короче солнечного, так что мусульманские праздники прихо­дятся на разные числа и месяцы григорианского кален­даря.

Мавлид ан-Наби — день поминовения рождения пророка Мохаммеда (точная дата его рождения неиз­вестна). Отмечается 12-го числа третьего месяца. По случаю праздника читают проповеди в мечетях, проис­ходит общая молитва в честь Мохаммеда, раздают ми­лостыню. Непременный атрибут праздника — обряд мавалид, в который входит чтение аятов из Корана, восхваляющих пророка. Во многих странах проходят торжественные процессии с зажженными фонарями и факелами.

Исра аль-Мирадж (Ночь вознесения) — праздник, посвященный ночному путешествию Мохаммеда в Иерусалим на крылатом коне аль-Бураке и вознесе-Яию пророка на небеса. Отмечается 27-го числа седьмого месяца. Ночь праздничного дня проводят в бдении, читают Коран, молятся, пересказывают чидесное предание.

Лейдят ель-Кадр (Ночь предопределения) – праздник откровения Коарна. Святость его заключается в том, что именно этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Отмечается 27-го числа девятого месяца (рамадана).

Ид аль-Адха (тюркское название — Курбан-бай­рам) — праздник жертвоприношения. Отмечается в последний день двенадцатого месяца. Начинается в день завершения хаджа и продолжается 3—4 дня, ког­да паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Мина в память о жертвоприношении Ибрахима. В этот день не только паломники, но и каждый име­ющий средства мусульманин обязан принести жертву: одна треть мяса жертвенного животного обычно идет на праздничную трапезу, а остальное раздается бедня­кам.

Праздновать день жертвоприношения начинают с самого утра До рассвета мусульмане совершают полное омовение, надевают лучшую одежду, совершают утрен­нюю молитву. Через некоторое время собираются в ме­чети на хутбу (проповедь) и праздничную молитву. По­сле этого совершается обряд жертвоприношения. На протяжении всех праздничных дней принято читать Коран, вести благочестивые разговоры, делать подарки, посещать кладбища.

Шиитскими праздниками являются дни рождения дочери пророка Мохаммеда — Фатимы и имамов, а также Кадир-ком (по-персидски), или Гадир-хумма (по-арабски), который связан с преданием о том, что в этот день Мохаммед провозгласил халифа Али своим преемником; траурными днями считаются дни смерти пророка Мохаммеда, Фатимы и имамов.

Главный шиитский праздник — Ашура (день поми­новения имама Хусейна). В течение первых девяти дней устраиваются мистерии, инсценирующие историю ги-. бели Хусейна, вывешиваются траурные флаги и лозунги. На десятый день происходит торжественное шест­вие — оплакивание Хусейна (таазийе), которое начина­ется с проповеди, затем следуют пение хора мальчиков и само шествие. Его участники, подчеркивая свою скорбь и напоминая о кровавой битве, в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбной процессии громко оплакивают имама и по­вторяют фразу: «Шах Хусейн, вах Хусейн!» («Владыка Хусейн, о горе, Хусейн!»). Это восклицание трансфор­мировалось в еще одно название траурного дня — Шах-сей-вахсей.

Исламский пост. Соблюдение религиозного поста (араб. — ас-саум, тюрк-перс. — ураза, руза) в течение месяца рамадана является обязанностью мусульманина. От этого поста освобождают больных, немощных людей, несовершен­нолетних детей, беременных и кормящих женщин. Смысл его заключается в полном воздержании от того, «то отвлекает от благочестия, в соблюдении духовной и телесной чистоты. В пост от начала утренней молитвы до захода солнца запрещается употреблять любую пи­щу и питье, принимать лекарства, совершать совокуп­ления. После захода солнца запреты снимаются, однако предаваться излишествам не рекомендуется. Желатель­но проводить время в молитвах, совершать богоугодные деда и раздавать милостыню.

Поведение в мечети. Мечеть — молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле это­го слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам — Запретная мечеть, которая находится в Мекке. В центре ее стоит Кааба — главная святыня мусульман.

В первые века существования ислама мечеть строи­лась стена к стене с домом наместника, в ней хранилась казна, объявлялись указы, вершился суд шариата В на­ше время светские функции мечети изменились, но она по-прежнему играет объединяющую роль: здесь орга­низуются различные праздники, не обязательно рели­гиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

По уровню своей значимости мечети делятся на со­борные (они же пятничные), квартальные, домашние, мечети при медресе, а также при аэропортах, гостини­цах и т. д. Привычный облик мечети, включающий ку­пол и минарет, сложился лишь около VIII в.

Пять раз в день в строго определенное время с мина­рета раздается азан — призыв на молитву. Его возгла­шает особый служитель — муэдзин. Внутри мечети на­правление молитвы определяет михраб — специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар — трибуна для проповедника.

Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как об­щим, так и раздельным, но женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа.

Существуют определенные правила, которые рас­пространяются на любого, кто пришел в мечеть, неза­висимо от вероисповедания. Нельзя заходить в мечеть в нетрезвом состоянии. Внешний облик посетителя ме­чети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одеж­ду. Пол в мечети устлан коврами, поэтому обувь остав­ляют при входе. В больших мечетях специальные слу­жащие принимают обувь и выдают жетон.

Особые правила посещения мечетей существуют для женщин. Одежда должна закрывать все тело, за ис­ключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не. должен быть вызывающе ярким, а силуэт — облегаю­щим. Волосы следует полностью спрятать под платок. Уровень требований к внешнему облику женщин в раз­ных мечетях различен. Так, в Москве достаточно отно­сительно длинного платья и платка, а, например, в Мешхеде иностранной посетительнице выдается чадра В «критические дни» женщине запрещается посещать мечеть.

В целом посетители мечети ведут себя очень раско­ванно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общают­ся между собой. Но при этом в любое время кто-то мо­жет совершать намаз (араб, salat — салат, салят), то есть молиться, кто-то — читать Коран или просто со­средоточиться на мысли о Всевышнем Поэтому не сле-повышать голос, смеяться, браниться и т. д. Когда пласт время намаза, верующие совершают омове-(вуду) и выстраиваются рядами за имамом — предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обяза­ны покидать мечеть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: