Основные теории происхождения государства и права

Причина-это одно или несколько явлений, порождающих следствие.

Отечественная методология разграничивает причины и условия. Условия - следствие не порождают, но способствуют или затрудняют его появление (например, определенное геополитическое положение гос-ва не яв-ся причиной его появления – это лишь условие)

Исторические взгляды на причины происхождения гос-ва менялись. Первые попытки были проведены Платоном еще в эопху др. мира, но те взгляды не дают четких концепций происхождения гос-ва, т.к. те теории были многоплановыми. В дальнейшем, развиваясь теории присхождения Г имели идеологическое значение, т.е. они обосновывали существовавшее гос-во (например, есть тоелогическая теория обосновываеьт монархию, классовая – существование социал. Г. и т.д.)

Существует множество различных теорий происхождения гос-ва, что вполне естественно и понятно, т.к. каждая из них отражает разные взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций на данный процесс, или взгляды одной и той же соц0й общности, но на различные аспекты. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экон-е, фин-е, пол-е и др. интересы.

Если говорить обобщенно, то можно выделить 2 главных подхода к объяснению происхождения гос-ва. Первый из них исходит из того, что Г. яв. произведением искусственным, создающимся чьей то волей. Это м.б. божественная воля обусловливающая богоустановленную вл. и требующая безоговорочного подчинения ей со ст-ны всех и каждого; Человеческая воля выражающаяся в договорных отношениях, кот. обеспечивают порядок и защиту прав ч-ка; воля завоевателя, кот. обеспечивает возник-е Г. путем насилия, а само Г. представляет силой, извне навязанной об-ву и т.д. Соответственно указанные представления выражались в виде различных теорий происх-я Г. Второй из главных подходов к вопросу происхождения Г объясняет причины его возникновения естественно-итсорическими процессами развития общества.

В их числе: теологическая представителем яв-ся Ф.Аквинский, Августин обосновывает Г. как явление богом данное. Государь – ставленник божий на земле. Эта теория возникла для обоснования власти. В средние века 16 18 использовалась для обоснова-я неограниченной вл. монарха – королевский абсолютизм во Франции, 19 в. (она описана в легендах, кот. вошли в ветхий завет). Она (как и патриархальная) научными фактами не подтверждена, возникла в средние века в исламских гос-вах она носит офиц-й хар-р.

Достоинства – способствует укреплению гр-го согласия в об-ве, усилению духовности, препятствует насилию, революциям и граж-м войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток – основана на вере, а не на проверенном научном знании.

патриархальная рассматривает возник-е Г. непосредственно из разросшейся семьи, власть мон-ха констатируется из вл. отца над членами его семьи. Она также направленна на обоснование неогр-й вл. царя, мон-ха, но истоки этой вл. видело нестолько в ее божественном происхожд-нии, сколько в тех формах семьи, где сущ-ло неогранич-я вл. главы семьи. Она зародилась в Греции. Первоначальное обоснование получила в трудах Аристотеля, а свое развитие нашла в 17 в. в сочинении Фильмера «Патриарх». Использ-сь и для идеологического обоснов-я российской империи.

+ Способствует сплочению об-ва, уважению, почитанию гос.вл.; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов об-ва (как членов семьи).

Преувеличивало, придавая универсальное и определяющее знач-е отдельным сторонам организации об-ва в частности семьи.

естественно-правовая (договорная – д.т.) получила широкое распростр-е в 17-18 в. в Голландии в 17 в. сторонниками были Гроций и Спиноза, в Англии – Локк, Гоббс, во Фр-ции в 18 в. Руссо, в Росии – революционный демократ Радищев. В д.т. Г. возник. как продукт сознательного творчества, как рез-т договора, в кот. вступают люди, находившиеся до этого в «естественном» состоянии (Война всех против всех). Г. – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу кот. они передают часть своей свободы, вл. Г. Это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный хар-р, создающий гражд-е об-во и гос-е образование, пол-ю организацию- государство. Всвязи с этим в д.т выделяли первичный догр-р объединения и вторичный дог-р подчинения – договор народа с князем или гос. ор-ми(Венгеров).

При этом договор не яв. историческим фактом подписания всеми к.-л. конкретного док-та, кот. лег в основу появления Г., а как состояние об-ва, когда люди добровольно объединились в гос-но организов-ю форму, как принцип, обосновывающий правомерность гс. вл. Д.т. использовалась в разных целях. 1 для обоснов-я народного суверенитета и возможности отобрания вл. у недобросовестного правителя (Русоо, Радищев). 2. Для обоснов-я Конст-й Монархии. т.к. обществ-й договор – это компромис между народом и правителем, ограничения свободы и народа и монарха (Локк). Эта теория обосновала возникновение не к-л конкретного гос-ва, а гос-ва вообще. Т.О. эта теория возникла и была обоснована в эпоху буржуазных революций в Европе. И в качестве идеологической основы сменила теол. теорию, она объясняет происхождение Г, как процесс перехода от естественного состояния к организованному обществу, соединяещему лююдей в Г (ради лучшего обеспечения свободы и порядка) Г возникает как инструмент, уравновешивающий частные интересы. Сторонники этой теории считают Г результатом юр. акта – общественног договора. Эта теория устанавливает очередность явлений (сначала возникло право, затем Г как институт боеспечения этого права и оно призвано защищать частные интересы.) Никаких документов и соглашений на момент создания Г не существует. Но Хропанюк считает, что она имеет под собой реальную историческую почву, приводя при этом пример: СССР был образован на основе договора между республиками. (Но эта т. зр. необоснована, т.к. народ объединившихся республик на момент создания СССР не находился в естественном состоянии, что является предпосылкой создания гос-ва вообще согласно ДТ, во-вторых ДТ объясняет возникновения Г как абстрактного явления, а не какого-либо конкретного гос-ва).

+: 1. были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении Г, полного подчинения власти, отсутствие народа, возможности повлиять на власть;2. Фактически выдвинут принцип народного суверенитееа – вл. производна от народа и принадлежит ему. 3.Согласно этой теории Г и народ имеют взаимнве обязательства – народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и др. повинности, а Г регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей и защищает их от внешней опасности. В случае нарушения Гос-вом своих обязанностей народ может разорвать договор и найти других правителей.

-: Идеалистичность:1. Общественный договор – скорее идеал, чем реальная действительность, зачастую гос-ва возникали др. путями – войнами, насилием при наличии др. условий. 2. Сам по себе такой договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей Г, физически неспособных знать и учитывать интересы др. др. 3. Ни одно Г не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями.

Насилия – Каутский,Дюринг, Гумплович – Г возникает как результат акта насилия. ПО утверждению Каутского племя-победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает его землю, а затем принуждает его работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудит аппарат, созданный победителяит для управления побежденными, превращается в Г. Дюринг, который выделяет внешнее и внутреннее насилие, относит вышесказанное к внешнему насилию. Теория внутреннего насилия предполагает, что собственность, классы и Г возникают как результат насилия одной части общества над другой.

+: Подтверждено историческими примерами. Насилие действительно является одним из основных факотров, на которых основывается Г – сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование Воор. сил. (Золотая орда, Римская империя, татаро-монгольское Г и др.)

-: Насилие при его важной роли было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение Г.

Экономическая теория (классовая) – на сегодняшний день явлется наиболее доказанной, она логчески, последовательно выстроена и является результатом научного изучения исторических данных. (Энгельс «Возникновение семьи, ч.с. и Г», Ленин «О гоосударстве», Маркс) Г возникает на основе разложения общины, следовательно явления, которые способствовали этому разложению и являются причинами происхождения гос-ва: совершенствуются орудия труда + разделение труда, следовательно повышается производительность труда, а значит производят больше, чем могут потребить, появляется прибавочный продукт и ч.с. Т. о. старейшины уже не могут решать возникающие вопросы, возникает проблема регулирования этих вопросов, как объективный результат этих процессов возникает Г, которое спец. средствами подавления и правления сдерживает противоборство этих классов. Энгельс – сначала возникла ч.с., а потом Г. Ленин – ч.с., классы привелигированные, непривилегированные, а затем Г – это отличие в классовой теории, которая пережила определенный кризис, т.к. ученые установили, что Г возникло раньше, чем классы.

+ - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными интересами – классов и др.

-: не только классово-экономич. факторы повлияли на возникновение Г, но и национальные, военные, психологические и т.д.

Кроме того вряд ли правильно рассматривать Г только как аппарат господства одних классов на др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: