Коммуникационные каналы. Разновидности коммуникационных структур

Коммуникации – это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. В то же время коммуникации – это способ получения информации, на основе которой руководитель принимает решения и организует их выполнение.

Обмен информацией – важнейшая составная часть управленческой деятельности. Например, многие менеджеры тратят на коммуникации до 90% своего рабочего времени. Поэтому эффективное функционирование организации зависит от качества коммуникации.

Основными элементами процесса коммуникации являются:

· Отправитель – человек, генерирующий идеи и передающий их

· Сообщение – текстовая или закодированная информация

· Канал – средство передачи информации

· Получатель – человек, которому отправитель адресует передаваемое сообщение

Разновидности коммуникаций:

  1. Коммуникации подразделяются:

· На внутренние (внутри организации)

· Внешние (с внешней средой)

  1. В зависимости от направления циркуляции (прохождения) информации различают:
  • Нисходящие (сверху вниз)
  • Восходящие (снизу вверх)
  • Горизонтальные
  1. Коммуникационные каналы внутри организации могут быть официальными (формальными) и неофициальными (неформальными).

Официальные (формальные) коммуникации связывают между собой должности или подразделения, они определяются уставом организации или официальными правилами.

Неофициальные (неформальные) коммуникации возникают из-за желания работников знать ту информацию, которую они не получают по официальным (формальным) каналам. Неформальная коммуникация – это информация, передаваемая по каналам распространения слухов. Например, это может информация о предстоящем сокращении, наказаниях за опоздания, конфликтах и т.п.

Линия коммуникации между двумя индивидами или организациями называется коммуникационным каналом.

Когда несколько объектов связываются вместе несколькими коммуникационными каналами – формируется коммуникационная сеть.

Коммуникационная сеть состоит из:

  • Вертикальных связей – это связи от начальника к подчиненным и, наоборот, от подчиненного к начальнику.
  • Горизонтальных связей – эти связи осуществляются между равными по уровню индивидами или частями организации (между начальниками отделов, цехов и т.д.)
  • Диагональных связей – это связи между разными по уровню иерархии лицами, не имеющими между собой линейной связи руководства и подчинения (деловой разговор между начальником финансового отдела и специалистом отдела маркетинга)

Факторы, препятствующие успешной коммуникации – коммуникационные барьеры. К ним относятся:

ü Искажение сообщений (непреднамеренное или сознательное в своих интересах)

ü Информационные перегрузки (например, информация по эл.почте рассылается в организации по всем отделам, хотя она предназначена только для одного отдела).

ü Неудовлетворительная структура организации (несовершенная структура управления)

ü Несовершенные коммуникационные сети (медленная передача сведений из-за несовершенства или перегрузки)

ü Неумение слушать

ü Плохая обратная связь и т.п.

Способы преодоления коммуникационных барьеров

  1. Дублирование информации
  2. Разработка устойчивых к искажению сообщений
  3. Совершенствование структуры организации
  4. Совершенствование коммуникационных сетей
  5. Переподготовка кадров

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: