Коммуникации – это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. В то же время коммуникации – это способ получения информации, на основе которой руководитель принимает решения и организует их выполнение.
Обмен информацией – важнейшая составная часть управленческой деятельности. Например, многие менеджеры тратят на коммуникации до 90% своего рабочего времени. Поэтому эффективное функционирование организации зависит от качества коммуникации.
Основными элементами процесса коммуникации являются:
· Отправитель – человек, генерирующий идеи и передающий их
· Сообщение – текстовая или закодированная информация
· Канал – средство передачи информации
· Получатель – человек, которому отправитель адресует передаваемое сообщение
Разновидности коммуникаций:
- Коммуникации подразделяются:
· На внутренние (внутри организации)
· Внешние (с внешней средой)
- В зависимости от направления циркуляции (прохождения) информации различают:
- Нисходящие (сверху вниз)
- Восходящие (снизу вверх)
- Горизонтальные
- Коммуникационные каналы внутри организации могут быть официальными (формальными) и неофициальными (неформальными).
Официальные (формальные) коммуникации связывают между собой должности или подразделения, они определяются уставом организации или официальными правилами.
|
|
Неофициальные (неформальные) коммуникации возникают из-за желания работников знать ту информацию, которую они не получают по официальным (формальным) каналам. Неформальная коммуникация – это информация, передаваемая по каналам распространения слухов. Например, это может информация о предстоящем сокращении, наказаниях за опоздания, конфликтах и т.п.
Линия коммуникации между двумя индивидами или организациями называется коммуникационным каналом.
Когда несколько объектов связываются вместе несколькими коммуникационными каналами – формируется коммуникационная сеть.
Коммуникационная сеть состоит из:
- Вертикальных связей – это связи от начальника к подчиненным и, наоборот, от подчиненного к начальнику.
- Горизонтальных связей – эти связи осуществляются между равными по уровню индивидами или частями организации (между начальниками отделов, цехов и т.д.)
- Диагональных связей – это связи между разными по уровню иерархии лицами, не имеющими между собой линейной связи руководства и подчинения (деловой разговор между начальником финансового отдела и специалистом отдела маркетинга)
Факторы, препятствующие успешной коммуникации – коммуникационные барьеры. К ним относятся:
ü Искажение сообщений (непреднамеренное или сознательное в своих интересах)
|
|
ü Информационные перегрузки (например, информация по эл.почте рассылается в организации по всем отделам, хотя она предназначена только для одного отдела).
ü Неудовлетворительная структура организации (несовершенная структура управления)
ü Несовершенные коммуникационные сети (медленная передача сведений из-за несовершенства или перегрузки)
ü Неумение слушать
ü Плохая обратная связь и т.п.
Способы преодоления коммуникационных барьеров
- Дублирование информации
- Разработка устойчивых к искажению сообщений
- Совершенствование структуры организации
- Совершенствование коммуникационных сетей
- Переподготовка кадров