Организация как функция менеджмента

Организовывание – это процесс создания и формирования структуры фирмы, предприятия, а также обеспечения его всеми необходимыми для нормальной работы ресурсами (финансы, персонал, материалы и т.д.), который дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Эту задачу рассматриваемой нами функции менеджмента можно назвать – организация взаимодействия и распределение полномочий персонала организации.

Термин организация в менеджменте употребляется в двух значениях:

1) Организация (как объект или система) – предприятие, фирма, компания.

2) Организация (как процесс или функция) – обеспечение эффективности и результативности совместной деятельности людей.

В самом общем случае организация как объект – это группа людей, сознательно и целенаправленно работающих вместе для получения значимого для всех результата.

Что означает «организовать работу группы людей»? Организовать – это значит:

· Во-первых, распределить между людьми (исполнителями) задачи, ресурсы, полномочия, и ответственность;

· Во-вторых, обеспечить их совместную, скоординированную работу.

Организационная деятельность характеризуется следующими знаками:

ü Цель или совокупность целей деятельности;

ü Совместная деятельность людей;

ü Особая система организационных отношений между людьми;

ü Наличие управления совместной деятельностью людей;

ü Технологичность деятельности;

ü Наличие определенной организационной культуры.

Если организационная деятельность распространяется не на отдельную группу людей, а на компанию в целом (или на ее крупные части и предполагает сохранение организационных принципов в течение длительного времени, то говорят, что менеджеры создают организационную структуру компании, или точнее – организационную структуру управления (ОСУ)).

Организационная структура (организационная структура управления) - это совокупность всех подразделений компании и всех взаимосвязанных между ними в соответствии с иерархией.

Решение о выборе типа и особенностей организационной структуры принимается высшим руководством компании, а ее проектирование основывается на стратегических планах. Однако структура организации может динамически изменяться в зависимости от требований стратегических целей компании, а также тактики, избранной для достижения этих целей.

Процесс построения ОСУ называется организационным проектированием, он состоит из следующих этапов:

  • Департаментализация – деление организации по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности (бизнес-функциям);
  • Установления соотношения полномочий;
  • Дальнейшее деление на более мелкие подразделения;
  • Определение должностных обязанностей.

При анализе и характеристике любой структуры управления организацией выделяют такие важные понятия, определяющие ее характер, как:

- элементы структуры

- горизонтальные и вертикальные связи

- линейны, функциональные и межфункциональные связи

К элементам структуры управления относят как отдельных работников организации (их должности – директор, преподаватель, воспитатель, дворник, секретарь и т.д.), так и службы, отделы организации (в колледже – отдельные работники, отделы (библиотечный, ОК, ОВО, УМО), службы (наземного обеспечения)). Элементы управленческой структуры находятся в определенной взаимосвязи и соподчинении.

Горизонтальные связи – связи, закрепляющие характер согласования элементов управленческой структуры; как правило, одноуровневые.

Преподаватель – преподаватель - преподаватель

Рук. ЦК №1 – рук. ЦК № 2 – рук. ЦК № 5

Вертикальные связи – связи, закрепляющие характер подчинения элементов управленческой структуры (как правило, многоуровневые связи, демонстрирующие иерархию управления).

Директор


Зам. директора по УР

 
 


Начальник УМО

 
 


Рук. ЦК № 1 Рук. ЦК № 2

Преподаватель менеджмента преподаватель истории

Линейные связи – связи между линейными руководителями (лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или различных ее структурных подразделений.

Директор - Зам. директора по УР - Начальник УМО - Рук. ЦК № 1- Преподаватель

Функциональные связи – связи между основными функциями управления в организации, характеризующие движение информации и управленческих решений между ними. Также данный вид связи характеризует взаимодействие между подразделениями и руководителями, связанными с ведением определенной деятельности на разных уровнях управления при отсутствии между ними административного подчинения. Функциональные связиразделяют по таким функциям, как производство, маркетинг, экономика и бухучет, финансы, персонал и др.

Начальник производственного отдела – начальник отдела маркетинга – начальник планового отдела – главный бухгалтер – инспектор отдела кадров

Межфункциональные связи – связи, возникающие между подразделениями одного и того же уровня (между начальниками разных цехов)

К базовым (основным) типам ОСУ относятся:

  1. Линейная (простая) ОСУ
  2. Функциональная ОСУ
  3. Дивизионная ОСУ
  4. Матричная ОСУ

Различные комбинации основных (перечисленных) типов дают возможность строить более сложные типы ОСУ.

В линейной (простой) структуре ОСУ каждый руководитель обеспечивает руководство подчиненными подразделениями по всем деятельности, т.е. является линейным руководителем. Выполняемые работы в такой организации однотипны, а персонал не разделяется по функциям или квалификации.

Линейная ОСУ применяется в организациях малого бизнеса или на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях) в организациях среднего и большого размера.

    Директор завода    
         
  Начальник цеха № 1   Начальник цеха № 2   Начальник цеха № 3  
     
Начальник участка   Начальник участка   Начальник участка   Начальник участка
         
Мастер   Мастер        
         
Рабочий   Рабочий        

Линейная (простая) ОСУ (фрагмент)

Достоинства линейной ОСУ Недостатки линейной ОСУ
  • Простота построения
  • Четкая система взаимосвязей «начальник – подчиненный»
  • Явно выраженная ответственность каждого руководителя и исполнителя
  • Быстрая реакция исполнителей на указания своего непосредственного руководителя
  • Высокая степень «прозрачности» деятельности структурных единиц
  • Чрезмерная нагрузка на высший уровень управления
  • Отсутствие вспомогательных служб
  • Отсутствие возможности быстрого решения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями

Функциональная ОСУ создается путем выделения в организации так называемых функциональных областей, каждая из которых имеет четко определенную задачу (бизнес-функцию) и обязанности. Как правило, в компаниях выделяются такие бизнес-функции, совместное выполнение которых обеспечивает производство продукции и ее сбыт (или оказание услуг клиентам). К таким функциям чаще всего относятся:

  • Маркетинг (изучение рынка)
  • Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)
  • Закупки (сырья, материалов, оборудования)
  • Производство продукции
  • Сбыт продукции
  • Управление финансами предприятия

В результате организационная структура предприятия приобретает следующий вид:

  Генеральный директор  
     
Заместитель по производству   Финансовый директор   Коммерческий директор
       
Начальник цеха № 1   Финансовый отдел   Начальник отдела закупок
         
Начальник цеха № 2       Начальник отдела продаж

Функциональная ОСУ (фрагмент)

Достоинства функциональной ОСУ Недостатки функциональной ОСУ
  • Высокая квалификация менеджмента и персонала в пределах своей функциональной области
  • Эффективное достижение функциональных целей
  • Удобство производства малой номенклатуры товаров
  • Слабое представление менеджеров функциональных подразделений об общих целях организации
  • Слабая координация работы подразделений
  • Незначительные инновации
  • Маленькая реакция на изменения внешней среды

Несмотря на очевидные преимущества функциональной ОСУ перед линейной, она все же не является идеальной. Узкая профессиональная квалификация менеджеров функциональных подразделений повышает их компетентность в рамках своих функциональных обязанностей, но снижает координацию работы с менеджерами других подразделений. Из этого следует – функциональная ОСУ не предназначена для одновременного производства различных видов продукции или работы компании на разных рынках (например, в разных странах).

Дивизиональная ОСУ создается в том случае, когда организация начинает производить разнообразные виды продукции, выходит на новые рынки (регионы, страны) или ориентирует свою деятельность на различные группы клиентов. Термин «дивизиональная» (от англ. – разделение, подразделение, отдел, дивизион) указывает на то, что в компаниях для решения перечисленных задач создаются отдельные организационные единицы – дивизионы.

    Топ-менеджмент    
       
  Штаб      
     
Дивизион № 1 Завод мясных продуктов   Дивизион № 2 Молочный завод   Дивизион № 3 Производство соков

Пример дивизиональной ОСУ продуктового типа

Это упрощенная схема дивизиональной ОСУ продуктового типа. В состав компании входят три завода (дивизиона), производящих различные виды продукции. Всей компанией в целом управляет ее топ-менеджмент (иногда говорят, что стратегическое управление осуществляет штаб-квартира компании), а во главе каждого завода находится директор. Директорам представлены широкие права по управлению своими дивизионами. Они могут выбирать поставщиков, партнеров, клиентов, вносить изменения в технологию производства, принимать решения по распределению бюджета завода. Однако вопросы стратегического характера директора заводов решают под руководством топ-менеджмента.

Другим вариантом дивизиональной ОСУ является структура территориального типа (ее называют еще региональной или филиальной структурой). В основу построения положен принцип территориальной департаментализации (от слова «департамент» – часть компании). По такому принципу строятся практически все крупные современные компании, выпускающие свою продукцию в разных странах мира (или в разных регионах одной страны).

Например, автомобильные заводы таких компаний как Форд Мотор или Тойота, работают в разных странах, в том числе и в России. Такое размещение дивизионов оказывается очень выгодным, так как оно снижает затраты на перевозку готовой продукции и поставку материалов, а также дает возможность адаптировать продукцию под особенности местных рынков и запросы покупателей.

Головной офис      
    Азиатский филиал  
  Европейский филиал      
   
Африканский филиал
   
      Австралийский филиал

Пример дивизиональной ОСУ территориального вида

Третий вариант дивизиональной ОСУ является структура с ориентацией на потребителя (клиента). Например, издательство может иметь следующие подразделения:

  • Литература для взрослых
  • Юношеская литература
  • Детская литература

Проектно-матричные ОСУ иногда называют структурами адхократического типа. Термин «адхократия» (лат.) – «специально для этого», говорит о том, что структура компании может быстро изменяться, адаптируясь к изменяющимся условиям работы. Например, в компаниях, использующих сложные технологические инновации, часто требуется объединять специалистов разных профессий в слаженно функционирующие проектные команды. После завершения проекта команда расформировывается, а ее участники входят в состав вновь создаваемых команд и начинают работу над другими проектами.

  Маркетинг Закупки Производство Сбыт
Продукт 1 Группа М 1 Группа З 1 Группа П 1 Группа С 1
         
Продукт 2 Группа М 2 Группа З 2 Группа П 2 Группа С 2
         
Продукт 3 Группа М 3 Группа З 3 Группа П 3 Группа С 3

В упрощенной схеме проектно-матричной ОСУ видно, как одновременно реализуются три проекта (выпускаются три продукта), причем для реализации каждого из них необходимо, чтобы проект прошел несколько обязательных стадий: маркетинг (изучение спроса и желаний потребителей), закупки сырья и материалов (необходимых для производства продукта), производство, сбыт (продажа продукта).

Для реализации каждого проекта создаются рабочие группы, выполняющие конкретные виды работ. Например, Группа М 1 – это маркетологи, формирующие требования к Продукту 1; Группа П 2 – производственное подразделение, занимающееся выпуском Продукта 2, и т.п.

Для управления каждым из проектов (от его начала и до конца) назначается руководитель (менеджер) проекта. А за качество каждого из этапов всех проектов отвечают менеджеры соответствующих функциональных подразделений. Т.о., каждая группа подчиняется как своему функциональному руководителю, так и руководителю проекта.

Распределение российских компаний по типам ОСУ

Тип ОСУ Доля компаний, %
  1. Линейная
13%
  1. Функциональная
52%
  1. Дивизионная
19%
  1. Проектно-матричная
16%

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: