Организовывание – это процесс создания и формирования структуры фирмы, предприятия, а также обеспечения его всеми необходимыми для нормальной работы ресурсами (финансы, персонал, материалы и т.д.), который дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Эту задачу рассматриваемой нами функции менеджмента можно назвать – организация взаимодействия и распределение полномочий персонала организации.
Термин организация в менеджменте употребляется в двух значениях:
1) Организация (как объект или система) – предприятие, фирма, компания.
2) Организация (как процесс или функция) – обеспечение эффективности и результативности совместной деятельности людей.
В самом общем случае организация как объект – это группа людей, сознательно и целенаправленно работающих вместе для получения значимого для всех результата.
Что означает «организовать работу группы людей»? Организовать – это значит:
· Во-первых, распределить между людьми (исполнителями) задачи, ресурсы, полномочия, и ответственность;
|
|
· Во-вторых, обеспечить их совместную, скоординированную работу.
Организационная деятельность характеризуется следующими знаками:
ü Цель или совокупность целей деятельности;
ü Совместная деятельность людей;
ü Особая система организационных отношений между людьми;
ü Наличие управления совместной деятельностью людей;
ü Технологичность деятельности;
ü Наличие определенной организационной культуры.
Если организационная деятельность распространяется не на отдельную группу людей, а на компанию в целом (или на ее крупные части и предполагает сохранение организационных принципов в течение длительного времени, то говорят, что менеджеры создают организационную структуру компании, или точнее – организационную структуру управления (ОСУ)).
Организационная структура (организационная структура управления) - это совокупность всех подразделений компании и всех взаимосвязанных между ними в соответствии с иерархией.
Решение о выборе типа и особенностей организационной структуры принимается высшим руководством компании, а ее проектирование основывается на стратегических планах. Однако структура организации может динамически изменяться в зависимости от требований стратегических целей компании, а также тактики, избранной для достижения этих целей.
Процесс построения ОСУ называется организационным проектированием, он состоит из следующих этапов:
- Департаментализация – деление организации по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности (бизнес-функциям);
- Установления соотношения полномочий;
- Дальнейшее деление на более мелкие подразделения;
- Определение должностных обязанностей.
При анализе и характеристике любой структуры управления организацией выделяют такие важные понятия, определяющие ее характер, как:
|
|
- элементы структуры
- горизонтальные и вертикальные связи
- линейны, функциональные и межфункциональные связи
К элементам структуры управления относят как отдельных работников организации (их должности – директор, преподаватель, воспитатель, дворник, секретарь и т.д.), так и службы, отделы организации (в колледже – отдельные работники, отделы (библиотечный, ОК, ОВО, УМО), службы (наземного обеспечения)). Элементы управленческой структуры находятся в определенной взаимосвязи и соподчинении.
Горизонтальные связи – связи, закрепляющие характер согласования элементов управленческой структуры; как правило, одноуровневые.
Преподаватель – преподаватель - преподаватель
Рук. ЦК №1 – рук. ЦК № 2 – рук. ЦК № 5
Вертикальные связи – связи, закрепляющие характер подчинения элементов управленческой структуры (как правило, многоуровневые связи, демонстрирующие иерархию управления).
Директор
Зам. директора по УР
Начальник УМО
Рук. ЦК № 1 Рук. ЦК № 2
Преподаватель менеджмента преподаватель истории
Линейные связи – связи между линейными руководителями (лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или различных ее структурных подразделений.
Директор - Зам. директора по УР - Начальник УМО - Рук. ЦК № 1- Преподаватель
Функциональные связи – связи между основными функциями управления в организации, характеризующие движение информации и управленческих решений между ними. Также данный вид связи характеризует взаимодействие между подразделениями и руководителями, связанными с ведением определенной деятельности на разных уровнях управления при отсутствии между ними административного подчинения. Функциональные связиразделяют по таким функциям, как производство, маркетинг, экономика и бухучет, финансы, персонал и др.
Начальник производственного отдела – начальник отдела маркетинга – начальник планового отдела – главный бухгалтер – инспектор отдела кадров
Межфункциональные связи – связи, возникающие между подразделениями одного и того же уровня (между начальниками разных цехов)
К базовым (основным) типам ОСУ относятся:
- Линейная (простая) ОСУ
- Функциональная ОСУ
- Дивизионная ОСУ
- Матричная ОСУ
Различные комбинации основных (перечисленных) типов дают возможность строить более сложные типы ОСУ.
В линейной (простой) структуре ОСУ каждый руководитель обеспечивает руководство подчиненными подразделениями по всем деятельности, т.е. является линейным руководителем. Выполняемые работы в такой организации однотипны, а персонал не разделяется по функциям или квалификации.
Линейная ОСУ применяется в организациях малого бизнеса или на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях) в организациях среднего и большого размера.
Директор завода | ||||||
Начальник цеха № 1 | Начальник цеха № 2 | Начальник цеха № 3 | ||||
Начальник участка | Начальник участка | Начальник участка | Начальник участка | |||
Мастер | Мастер | |||||
Рабочий | Рабочий |
Линейная (простая) ОСУ (фрагмент)
Достоинства линейной ОСУ | Недостатки линейной ОСУ |
|
|
Функциональная ОСУ создается путем выделения в организации так называемых функциональных областей, каждая из которых имеет четко определенную задачу (бизнес-функцию) и обязанности. Как правило, в компаниях выделяются такие бизнес-функции, совместное выполнение которых обеспечивает производство продукции и ее сбыт (или оказание услуг клиентам). К таким функциям чаще всего относятся:
|
|
- Маркетинг (изучение рынка)
- Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)
- Закупки (сырья, материалов, оборудования)
- Производство продукции
- Сбыт продукции
- Управление финансами предприятия
В результате организационная структура предприятия приобретает следующий вид:
Генеральный директор | ||||
Заместитель по производству | Финансовый директор | Коммерческий директор | ||
Начальник цеха № 1 | Финансовый отдел | Начальник отдела закупок | ||
Начальник цеха № 2 | Начальник отдела продаж |
Функциональная ОСУ (фрагмент)
Достоинства функциональной ОСУ | Недостатки функциональной ОСУ |
|
|
Несмотря на очевидные преимущества функциональной ОСУ перед линейной, она все же не является идеальной. Узкая профессиональная квалификация менеджеров функциональных подразделений повышает их компетентность в рамках своих функциональных обязанностей, но снижает координацию работы с менеджерами других подразделений. Из этого следует – функциональная ОСУ не предназначена для одновременного производства различных видов продукции или работы компании на разных рынках (например, в разных странах).
|
|
Дивизиональная ОСУ создается в том случае, когда организация начинает производить разнообразные виды продукции, выходит на новые рынки (регионы, страны) или ориентирует свою деятельность на различные группы клиентов. Термин «дивизиональная» (от англ. – разделение, подразделение, отдел, дивизион) указывает на то, что в компаниях для решения перечисленных задач создаются отдельные организационные единицы – дивизионы.
Топ-менеджмент | ||||
Штаб | ||||
Дивизион № 1 Завод мясных продуктов | Дивизион № 2 Молочный завод | Дивизион № 3 Производство соков |
Пример дивизиональной ОСУ продуктового типа
Это упрощенная схема дивизиональной ОСУ продуктового типа. В состав компании входят три завода (дивизиона), производящих различные виды продукции. Всей компанией в целом управляет ее топ-менеджмент (иногда говорят, что стратегическое управление осуществляет штаб-квартира компании), а во главе каждого завода находится директор. Директорам представлены широкие права по управлению своими дивизионами. Они могут выбирать поставщиков, партнеров, клиентов, вносить изменения в технологию производства, принимать решения по распределению бюджета завода. Однако вопросы стратегического характера директора заводов решают под руководством топ-менеджмента.
Другим вариантом дивизиональной ОСУ является структура территориального типа (ее называют еще региональной или филиальной структурой). В основу построения положен принцип территориальной департаментализации (от слова «департамент» – часть компании). По такому принципу строятся практически все крупные современные компании, выпускающие свою продукцию в разных странах мира (или в разных регионах одной страны).
Например, автомобильные заводы таких компаний как Форд Мотор или Тойота, работают в разных странах, в том числе и в России. Такое размещение дивизионов оказывается очень выгодным, так как оно снижает затраты на перевозку готовой продукции и поставку материалов, а также дает возможность адаптировать продукцию под особенности местных рынков и запросы покупателей.
Головной офис | ||||
Азиатский филиал | ||||
Европейский филиал | ||||
| ||||
Австралийский филиал |
Пример дивизиональной ОСУ территориального вида
Третий вариант дивизиональной ОСУ является структура с ориентацией на потребителя (клиента). Например, издательство может иметь следующие подразделения:
- Литература для взрослых
- Юношеская литература
- Детская литература
Проектно-матричные ОСУ иногда называют структурами адхократического типа. Термин «адхократия» (лат.) – «специально для этого», говорит о том, что структура компании может быстро изменяться, адаптируясь к изменяющимся условиям работы. Например, в компаниях, использующих сложные технологические инновации, часто требуется объединять специалистов разных профессий в слаженно функционирующие проектные команды. После завершения проекта команда расформировывается, а ее участники входят в состав вновь создаваемых команд и начинают работу над другими проектами.
Маркетинг | Закупки | Производство | Сбыт | |
Продукт 1 | Группа М 1 | Группа З 1 | Группа П 1 | Группа С 1 |
Продукт 2 | Группа М 2 | Группа З 2 | Группа П 2 | Группа С 2 |
Продукт 3 | Группа М 3 | Группа З 3 | Группа П 3 | Группа С 3 |
В упрощенной схеме проектно-матричной ОСУ видно, как одновременно реализуются три проекта (выпускаются три продукта), причем для реализации каждого из них необходимо, чтобы проект прошел несколько обязательных стадий: маркетинг (изучение спроса и желаний потребителей), закупки сырья и материалов (необходимых для производства продукта), производство, сбыт (продажа продукта).
Для реализации каждого проекта создаются рабочие группы, выполняющие конкретные виды работ. Например, Группа М 1 – это маркетологи, формирующие требования к Продукту 1; Группа П 2 – производственное подразделение, занимающееся выпуском Продукта 2, и т.п.
Для управления каждым из проектов (от его начала и до конца) назначается руководитель (менеджер) проекта. А за качество каждого из этапов всех проектов отвечают менеджеры соответствующих функциональных подразделений. Т.о., каждая группа подчиняется как своему функциональному руководителю, так и руководителю проекта.
Распределение российских компаний по типам ОСУ
Тип ОСУ | Доля компаний, % |
| 13% |
| 52% |
| 19% |
| 16% |