Предприятие как логистическая система

Любое предприятие можно рассматривать как производственную логистическую систему.

Вспомним определение ЛС. С позиций системного подхода к организации бизнеса можно дать следующее определение:

Логистическая система - относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением логистическим процессом для реализации корпоративной стратегии организации бизнеса.

Объектом изучения производственной логистики является предприятие и, следовательно, внутрипроизводственные логистические системы: промышленные предприятия; оптовые предприятия, имеющие складские сооружения; грузовые станции и др.

Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровне.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источником материальных потоков.

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах.

Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят отдельные предприятия, территориально-производственные комплексы.

Микрологистическая система интегрирует процессы производства, снабжения и сбыта, транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ предприятия. Они обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри ее и выход из системы.

Представляя предприятие в качестве логистической системы, рассмотрим её основные составляющие (рис 3).

Рис 3. Предприятие как логистическая система

Объектом логистики предприятия, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.

Специфика каждой функциональной области и ее место в общей логистической системе.

1. Отдельные функциональные цели логистики снабжения (поставок):

В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи заготовительной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия - потребителя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики - заготовительной логистики.

На практике границы деятельности, составляющей основное содержание заготовительной логистики, определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

Цели логистики снабжения:

- расчет потребности в материальных ресурсах в соответствии с программой производства;

- правильный выбор поставщиков, сведение их количества к минимуму;

- заблаговременный запрос на материалы;

- использование единых контейнеров на протяжении длительного времени;

- минимизация запасов;

- достижение снабжения «по требованию»;

- гарантия безошибочного размещения материалов;

- интеграция снабжения и производства;

2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. Поток идет не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления именно производства.

Цели производственной логистики:

- сокращение простоев оборудования;

- оптимизация запасов;

- улучшение использования производственных и складских площадей;

- повышение качества продукции, обязательное устранение брака;

- устранение нерациональных внутризаводских перевозок.

3. При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи распределительной логистики. Это обширный круг задач, решением которых занимаются как производственные предприятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность.

Реализация функции распределения на производственном предприятии иначе называется сбытом продукции. В сферу внимания распределительной логистики материальный поток попадает, еще находясь в производственных цехах. Это означает, что вопросы тары и упаковки, размера изготавливаемой партии и времени, к которому эта партия должна быть изготовлена, а также много других вопросов, существенных для процесса реализации, начинают решаться на более ранних стадиях управления материальным потоком.

Отдельные функциональные цели логистики сбыта (распределительной):

- поставка готовой продукции в соответствии с заявками клиентов (время, качество, цена);

- качественное складирование с минимальными затратами;

- повторное использование тары;

- обеспечение высокого уровня сервиса;

- сквозное управление изготовлением заказов до сбыта включительно.

4. При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно равные):

· работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);

· работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Также как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяются при организации любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

Цели транспортной логистики:

- разработка оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта;

- совместное планирование работы различных видов транспорта;

- координация работы транспорта со складскими и производственными звеньями;

- выбор вида транспортных средств;

- создание транспортных коридоров и транспортных цепей.

5. Информационная логистика.

Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволила ставить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики - информационной логистики. Объект исследования здесь - информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопряженных с материальными).

Цели информационной логистики:

- сопровождение и обслуживание материального потока;

- нахождение (размещение);

- время прибытия и (или) отправки в пункт (из пункта) размещения;

- система транспортировки;

- резервирование.

Кроме того, задачей информационной логистики является минимизация материальных потоков, замена их информационными, замена материальных запасов надежной информацией.

6. Отдельные функциональные цели логистики утилизации:

- планирование переработки и утилизация отходов;

- сортировка отходов;

- быстрая переработка материалов, которые могут повторно использоваться;

- экологически безопасное складирование отходов, которые не могут использоваться повторно.

В индустриально развитых странах кроме отдельных видов деятельности законодательно обуславливаются ограничения относительно переработки отходов, что вызвано требованиями экологии. Поэтому логистика утилизации должна охватывать планирование, управление и физическую обработку отходов до допустимых норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: