Из новейших систем станов наибольшего внимания заслуживают: рабочие клети с подвижными станинами (Рокрайт, Краузе), со станинами кольцеобразного типа (Рекнер), с валками, оси которых расположены в горизонтальной плоскости или плоскости, слегка наклоненной к горизонтали (валковый стан бесслитковой прокатки).
а) Клети с подвижными станинами устанавливаются в станах Рокрайта и Краузе, причем, имея в основе своей большое сходство (перемещение станин в направлении возвратно-поступательного движения, прокатка на конус, накатывание валков на материал, характер устройства приводов рабочих линий и т. д.), последние вместе с тем отличаются существенными конструктивными особенностями (в станах Рокрайта вращение валкам передается от зубчатых шестерен, сидящих на осях этих валков и связанных с неподвижной зубчатой рейкой, тогда как в стане Краузе это вращение осуществляется благодаря трению валков о наклонные плоскости станины).
Фиг. 168. Общий вид чистового бандажного стана фирмы Баннинг: а — вид сверху; б — разрез по А-В; в — разрез по ; 1 — мотор; 2 — цилиндрический редуктор; 3 — конический редуктор; 4 — приводной валок главной пары; 5 — холостой валок главной пары; 6 — устройство для передвижения холостого валка; 7 — опорные ролики; 8, 9 и 10 — привод для управления опорными роликами
Фиг. 169 а. Общий вид чистового бандажного стана фирмы Вагнер. Продольный разрез
Фиг. 169 б. Общий вид чистового бандажного стана фирмы Вагнер. Вид сверху 1—мотор; 2 — цилиндрический редуктор, передающий вращение главному (коренному) валку и нижнему эджерному валку; 3 — конический редуктор главного (коренного) валка; 4— коренной валок; 5 — холостой валок главной пары; 6 — устройство для перемещения холостого валка главной пары; 7 - передача к нижнему эджерному валку; 8 — верхний холостой эджерный валок; 9 — уравновешивающие устройства холостого эджерного валка (верхнего); 10— опорные ролики со стороны холостого валка главной пары; 11, 12 и 13 — механический привод опорных роликов;14-опорные ролики со стороны коренного валка (приводного) главной пары; 15 - гидравлическое устройство для подачи опорных роликов
Фиг. 170. Рабочая клеть стана Рокрайта; а—вид сбоку; б—вид спереди
Рабочая клеть стана Рокрайта (фиг. 170, а и б) состоит из двух рабочих валков с массивными шейками, сидящими на роликовых подшипниках, и станины, имеющей конфигурацию станин обычной клети дуо. Особенностью этой клети является наличие приводных шестерен, всаженных на обоих концах осей рабочих валков, причем на верхнем валке с каждой стороны сидит по одной зубчатой шестерне, тогда как на нижнем по две (по одной из них на каждой стороне предназначено для связи с зубчатыми рейками, укрепленными неподвижно).
Станины закрытого типа связаны между собой мощными болтами, проходящими в трубах; под каждой из станин укреплены катки для того, чтобы клеть в целом, установленная на 4 катках, могла свободно перемещаться вперед и назад на специально устроенных для катков путях.
На высоте, соответствующей линии прокатки, в каждой из станин имеется по одной проушине, через которые клеть при помощи тяг соединена кривошипно-шатунной передачей.
Перемещение клети производится на специально устроенном для того помосте, состоящем из массивной плитовины, укрепленной на фундаменте.
Клеть стана Краузе, как мы уже указывали раньше, имеет очень много общего с клетью стана Рокрайта; она (клеть Краузе) также получает движение от кривошипно-шатунной передачи, также переме-щается по специально установленному помосту, но имеет и некоторые особенности устройства. Первой особенностью является совершенное отсутствие в стане Краузе на рабочих валках зубчатых шестерен и зубчатой рейки, а перемещение пары валков, установленных в передвижной рабочей клети, осуществляется благодаря суживающимся внутренним ее плоскостям, наклоненным под углом примерно в 4—5°. Таким образом в клети Краузе валки по отношению к отдельным частям станины имеют незначительное смещение, тогда как в стане Рокрайта они этого смещения не имеют и перемещаются заодно со станиной. Трение между внутренними полостями станины и поверхностью валков обеспечивается благодаря давлению, вызываемому распирающими (уравновешивающими) пружинами, закрепленными на шейках валков. Схематическое устройство валков, помещенных в рабочей клети, представлено на фиг. 50, а.
б) Рабочая клеть стана Рекнера (фиг. 54, а; б) или клеть со станиной кольцеобразного типа (фиг. 171) имеет от четырех до восьми приводных рабочих валков, размещенных по замкнутому кругу. Клеть в целом представляет весьма массивную конструкцию, весом около 130 т, диаметром 7000 мм. Станины клети составные (верхняя и нижняя части), изготовляются из стального литья.
Рабочие валки, размещенные в кольцеобразной станине, имеют косое расположение по отношению к прокатываемому материалу. Уравновешивание валков гидравлическое, тогда как их регулирование (перемещение) осуществляется электрическим способом от четырех моторов. Переключение на групповую или индивидуальную установку валков осуществляется специальным пневматическим устройством.
На фиг. 171 показан общий вид установки, дающий представление об общем устройстве как рабочей клети, так и стана в целом, а также о принципе его работы.
в) Рабочая клеть стана бесслитковой прокатки типа Хазелет подробно описана в главе I, § 6, п. 5 (фиг. 56), причем станины этой клети имеют -образную форму благодаря расположению рабочих валков в горизонтальной плоскости.
Одна из последних конструкций рабочей клети стана, изготовленного в СССР, имея некоторое сходство с клетью стана Хазелет, все же существенно отличается от нее.
Фиг. 171. Общий вид стана Рекнера
Если в стане Хазелет форма станины, и следовательно, рабочей клети -образная, то в новейшей конструкции, изготовленной НКМЗ; рабочая клеть и ее станина имеют полукольцеобразную форму (фиг. 172, 173 и 174) с округленным нижним основанием, причем валки по отношению к форме клети занимают асимметричное положение (один из валков размещен весьма близко к оси симметрии клети).
Форма клети и наличие специальных приспособлений для поворота дают ей несомненное преимущество перед рассмотренной нами ранее клетью стана Хазелет.
Жесткость установки клети по отношению к плитовине достигается специальными приспособлениями, которые служат как для крепления, так и для поворота клети.
Нажимное устройство имеет не два, а один мотор; рабочая линия имеет не два, а один редуктор, причем редуктор в клети нового типа выбран комбинированным с шестеренной клетью. Схема нажимного устройства описана ниже.
Таким образом клеть нового стана, несмотря на некоторое внешнее ее сходство с клетью стана Хазелет, можно считать клетью нового типа как по внешним очертаниям (полукольцеобразная форма), так и по общему устройству клети и ее составных частей.