Основные выводы. 1. Метод — это определенная совокупность устойчивых пра­вил, предназначенная для достижения какой-либо цели

1. Метод — это определенная совокупность устойчивых пра­вил, предназначенная для достижения какой-либо цели. Ме­тодология — это, во-первых, учение об основных методах какой-либо науки и, во-вторых, сама эта совокупность ме­тодов, т.е. методов, имеющихся в распоряжении данной науки, причем первая трактовка методологии является бо­лее глубокой по своему смыслу, чем вторая.

2. Выбор методологии в рамках конкретной проблемы следу­ет рассматривать как своего рода искусство. Прежде всего необходимо хорошо владеть предметом исследования, что­бы адекватно осуществить подобный выбор. Подспорьем в этом выборе также является научная интуиция исследо­вателя — ее необходимо вырабатывать в себе со студенчес­кой скамьи.

3. Существуют три уровня методологии по степени общности — всеобщая, общая и частная. Роль всеобщей методологии всех

Поппер К. Логика и рост научного знания. С. 333—334.

Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. М., 1981. С. 66.


наук (социальных, естественных, технических) играет фи­лософия. Экономическая наука, используя всеобщую и об­щенаучную (общую) методологию, располагает и своей ча-стнонаучной (частной) методологией. 4. К числу наиболее фундаментальных методологических концепций следует отнести три концепции: во-первых, кон­цепцию научных революций и парадигм Т. Куна, во-вторых, теорию исследовательских программ И. Лакатоса и, в-тре­тьих, концепцию критического рационализма и фальсифи-кационизма К. Поппера.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Метод Научная революция

Методология Парадигма

Эпистемология Исследовательская программа

Общенаучная методология Верификация

Частнонаучная методология Фальсификация

Экономическая методология Критический рационализм

Всеобщая методология Эволюционная эпистемология

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В чем, по-вашему, может заключаться роль интуиции в эко­номическом исследовании? На каком уровне (наблюдений и эмпирических фактов вербальных утверждений математи­ческих моделей) лучше всего работает экономическая инту­иция?

2. Какие основные «исследовательские программы» (по И. Ла-катосу) сейчас имеются в экономической науке и каковы, на ваш взгляд, перспективы их последующего доминирова­ния в экономическом знании?

3. Поразмышляйте над тем, как можно применить попперов-ский критерий фальсификации к развитию экономическо­го знания. Каким образом потенциальная опровержимость того или иного экономического принципа может быть кри­терием его потенциальной истинности?

ЗАДАЧИ, ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Какой методологический принцип выражает «бритва Оккама»?

A. Принцип простоты.

Б. Принцип непротиворечивости.

B. Принцип разрешимости.





2. В качестве какой методологии использует философию эконо­
мическая наука?

A. Всеобщей.

Б. Общенаучной.

B. Частнонаучной.

3. Что такое «научная революция» по Т. Куну?

A. Стадия кризиса «нормальной науки».

Б. Переход от одной парадигмы к другой парадигме.

B. Разрешение кризисной ситуации в науке в рамках самой
парадигмы.

4. Как, согласно И. Лакатосу, соотносятся в его концепции ис­
следовательская программа и парадигма?

A. Парадигма — это исследовательская программа, временно
захватившая монополию.

Б. Парадигма — это сосуществование нескольких исследова­тельских программ, конкурирующих между собой.

B. Парадигма — это переходный период от одной исследова­
тельской программы к другой.

5. Как определял фальсификацию К. Поппер?

A. Проверка истинности утверждений какой-либо научной те­
ории путем прямого их сопоставления с фактами и наблю­
дениями.

Б. Проверка истинности утверждений научной теории путем их сопоставления с заранее придуманными ложными ут­верждениями.

B. Проверка истинности утверждений научной теории путем
опровержения этой теории (хотя бы потенциального, чис­
то теоретического).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: