1. Метод — это определенная совокупность устойчивых правил, предназначенная для достижения какой-либо цели. Методология — это, во-первых, учение об основных методах какой-либо науки и, во-вторых, сама эта совокупность методов, т.е. методов, имеющихся в распоряжении данной науки, причем первая трактовка методологии является более глубокой по своему смыслу, чем вторая.
2. Выбор методологии в рамках конкретной проблемы следует рассматривать как своего рода искусство. Прежде всего необходимо хорошо владеть предметом исследования, чтобы адекватно осуществить подобный выбор. Подспорьем в этом выборе также является научная интуиция исследователя — ее необходимо вырабатывать в себе со студенческой скамьи.
3. Существуют три уровня методологии по степени общности — всеобщая, общая и частная. Роль всеобщей методологии всех
Поппер К. Логика и рост научного знания. С. 333—334.
Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. М., 1981. С. 66.
наук (социальных, естественных, технических) играет философия. Экономическая наука, используя всеобщую и общенаучную (общую) методологию, располагает и своей ча-стнонаучной (частной) методологией. 4. К числу наиболее фундаментальных методологических концепций следует отнести три концепции: во-первых, концепцию научных революций и парадигм Т. Куна, во-вторых, теорию исследовательских программ И. Лакатоса и, в-третьих, концепцию критического рационализма и фальсифи-кационизма К. Поппера.
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Метод Научная революция
Методология Парадигма
Эпистемология Исследовательская программа
Общенаучная методология Верификация
Частнонаучная методология Фальсификация
Экономическая методология Критический рационализм
Всеобщая методология Эволюционная эпистемология
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. В чем, по-вашему, может заключаться роль интуиции в экономическом исследовании? На каком уровне (наблюдений и эмпирических фактов вербальных утверждений математических моделей) лучше всего работает экономическая интуиция?
2. Какие основные «исследовательские программы» (по И. Ла-катосу) сейчас имеются в экономической науке и каковы, на ваш взгляд, перспективы их последующего доминирования в экономическом знании?
3. Поразмышляйте над тем, как можно применить попперов-ский критерий фальсификации к развитию экономического знания. Каким образом потенциальная опровержимость того или иного экономического принципа может быть критерием его потенциальной истинности?
ЗАДАЧИ, ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Какой методологический принцип выражает «бритва Оккама»?
A. Принцип простоты.
Б. Принцип непротиворечивости.
B. Принцип разрешимости.
2. В качестве какой методологии использует философию эконо
мическая наука?
A. Всеобщей.
Б. Общенаучной.
B. Частнонаучной.
3. Что такое «научная революция» по Т. Куну?
A. Стадия кризиса «нормальной науки».
Б. Переход от одной парадигмы к другой парадигме.
B. Разрешение кризисной ситуации в науке в рамках самой
парадигмы.
4. Как, согласно И. Лакатосу, соотносятся в его концепции ис
следовательская программа и парадигма?
A. Парадигма — это исследовательская программа, временно
захватившая монополию.
Б. Парадигма — это сосуществование нескольких исследовательских программ, конкурирующих между собой.
B. Парадигма — это переходный период от одной исследова
тельской программы к другой.
5. Как определял фальсификацию К. Поппер?
A. Проверка истинности утверждений какой-либо научной те
ории путем прямого их сопоставления с фактами и наблю
дениями.
Б. Проверка истинности утверждений научной теории путем их сопоставления с заранее придуманными ложными утверждениями.
B. Проверка истинности утверждений научной теории путем
опровержения этой теории (хотя бы потенциального, чис
то теоретического).