Введение. Методы экономических исследований можно классифициро­вать разными путями, согласно разным критериям и при этом построить различные типологии

Методы экономических исследований можно классифициро­вать разными путями, согласно разным критериям и при этом построить различные типологии (классификации).

Задача типологизирования (классифицирования), как правило, сводится к тому, чтобы разложить единицы исследования по различным разрядам (классам, группам), с тем чтобы выявить в них общее, особенное и единичное и тем самым значительно об­легчить последующий анализ изучаемого объекта. Критерии клас­сификации также могут располагаться на различных уровнях: они могут быть эпистемологическими (разделение на эмпирическое и теоретическое), общенаучными и частнонаучными (разделение по наукам — математика, статистика, история) и т.п. Однако в предлагаемом учебнике различение критериев по таким уров­ням не имеет принципиального значения. Важно только пред­ложить ряд эффективных последовательных типологий: в част­ности, провести различие между научными и ненаучными эко­номическими методами, теоретическими и эмпирическими экономическими методами и т.п. и на их базе изложить основ­ные идеи каждого метода. Саму классификацию в таком случае следует подчинить дидактическим, а не исследовательским це­лям. Вообще из любой типологии не следует делать научного идола в смысле «объекта поклонения», она лишь инструмент достижения какой-либо цели, ибо всегда есть риск, что подобная классифика­ция может превратиться в идола в бэкоиовском смысле, т.е. в пре­пятствие для достижения истины1.


Об «идолах» Фрэнсиса Бэкона см. предыдущую главу, раздел «Истина и заб­луждение в экономическом исследовании».


НАУЧНЫЕ И НЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Начнем с самых простых типологий (классификаций) и введем первый критерий для классификации экономических методов — критерий научности.

Все методы экономических исследований можно разделить на

научные и ненаучные.

Научный методэто способ освоения действительности, ос­нованный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. Главной целью научного метода является получение объективной истины об окружающем нас мирезна­ния, независимого от самого субъекта познания. Научная истина основана на проверяемых фактах, доказана опытом и эксперимен­том, а главной формой ее существования выступает научная те­ория.

«Обычно под методом науки имеют в виду определенный путь исследования, форму теоретического освоения действительности. Методы науки — это система регулятивных принципов, в соот­ветствии с которыми строится познавательная теоретическая деятельность человека, сами знания, их реконструкция и пре­образование»1.

Можно указать на следующие пять основных требований,

предъявляемых к научному методу:

1) строгость;

2) однозначность;

3) эффективность;

4) простота (экономность);

5) эвристичность (способность приносить новые результаты).

Строгость в научном методе — это его рациональность и до­казательность, выводимость каждого доказываемого утвержде­ния из уже существующих, согласованность всех структурных элементов теоретического построения в целом.

Однозначность — это в первую очередь внутренняя непроти­воречивость, тождественность (соответствие) друг другу по смыслу всех утверждений, присутствующих в рассматриваемой теории.

Эффективность научного метода — это то, что иначе называ­ют его разрешимостью, т.е. способностью за конечное число шагов достигать предполагаемого результата, а также возможность при­знать такой результат истинным или ложным.

Логические методы и формы научного познания. Киев, 1984. С. 6.


Простота (экономность) — достижение научного результата за минимальное число действий, без введения осложняющих науч­ное исследование дополнительных или вспомогательных правил и принципов. Кроме того, данное требование также означает про­стоту метода, доступность для его использования другими учеными.

«Метод науки должен быть простым, т.е. доступным для по­нимания и использования в познании рядом исследователей. Метод науки можно считать простым, если он сам по себе или без существенных изменений и дополнений достаточен для по­знания сущности предмета»1.

Эвристичность научного метода — это его способность при­носить новый (оригинальный) результат, возможность экстра­поляции уже известного, полученного знания на новые области либо данной науки, либо какой-либо другой области знания.

Все эти качества (строгость, однозначность, эффективность, простота, эвристичность) должны быть присущи и научным ме­тодам экономического исследования: последние составляют фун­даментальную особенность экономической науки в отличие от эко­номических знаний, основанных на житейском опыте и здравом смысле2.

Поговорим теперь о ненаучных методах экономического ис­следования.

Ненаучные методы экономического исследования — это мето­ды, основанные на ограниченно рациональном (или полностью ир­рациональном), несистемном, недоказательном (или вообще бездока­зательном) подходе к экономической действительности. Главными признаками «ненаучности» здесь выступают несистематизирован-ность, хаотичность, апелляция к авторитету, к вере или мифу2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: