Методы экономических исследований можно классифицировать разными путями, согласно разным критериям и при этом построить различные типологии (классификации).
Задача типологизирования (классифицирования), как правило, сводится к тому, чтобы разложить единицы исследования по различным разрядам (классам, группам), с тем чтобы выявить в них общее, особенное и единичное и тем самым значительно облегчить последующий анализ изучаемого объекта. Критерии классификации также могут располагаться на различных уровнях: они могут быть эпистемологическими (разделение на эмпирическое и теоретическое), общенаучными и частнонаучными (разделение по наукам — математика, статистика, история) и т.п. Однако в предлагаемом учебнике различение критериев по таким уровням не имеет принципиального значения. Важно только предложить ряд эффективных последовательных типологий: в частности, провести различие между научными и ненаучными экономическими методами, теоретическими и эмпирическими экономическими методами и т.п. и на их базе изложить основные идеи каждого метода. Саму классификацию в таком случае следует подчинить дидактическим, а не исследовательским целям. Вообще из любой типологии не следует делать научного идола в смысле «объекта поклонения», она лишь инструмент достижения какой-либо цели, ибо всегда есть риск, что подобная классификация может превратиться в идола в бэкоиовском смысле, т.е. в препятствие для достижения истины1.
|
|
Об «идолах» Фрэнсиса Бэкона см. предыдущую главу, раздел «Истина и заблуждение в экономическом исследовании».
НАУЧНЫЕ И НЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Начнем с самых простых типологий (классификаций) и введем первый критерий для классификации экономических методов — критерий научности.
Все методы экономических исследований можно разделить на
научные и ненаучные.
Научный метод — это способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. Главной целью научного метода является получение объективной истины об окружающем нас мире — знания, независимого от самого субъекта познания. Научная истина основана на проверяемых фактах, доказана опытом и экспериментом, а главной формой ее существования выступает научная теория.
«Обычно под методом науки имеют в виду определенный путь исследования, форму теоретического освоения действительности. Методы науки — это система регулятивных принципов, в соответствии с которыми строится познавательная теоретическая деятельность человека, сами знания, их реконструкция и преобразование»1.
|
|
Можно указать на следующие пять основных требований,
предъявляемых к научному методу:
1) строгость;
2) однозначность;
3) эффективность;
4) простота (экономность);
5) эвристичность (способность приносить новые результаты).
Строгость в научном методе — это его рациональность и доказательность, выводимость каждого доказываемого утверждения из уже существующих, согласованность всех структурных элементов теоретического построения в целом.
Однозначность — это в первую очередь внутренняя непротиворечивость, тождественность (соответствие) друг другу по смыслу всех утверждений, присутствующих в рассматриваемой теории.
Эффективность научного метода — это то, что иначе называют его разрешимостью, т.е. способностью за конечное число шагов достигать предполагаемого результата, а также возможность признать такой результат истинным или ложным.
Логические методы и формы научного познания. Киев, 1984. С. 6.
Простота (экономность) — достижение научного результата за минимальное число действий, без введения осложняющих научное исследование дополнительных или вспомогательных правил и принципов. Кроме того, данное требование также означает простоту метода, доступность для его использования другими учеными.
«Метод науки должен быть простым, т.е. доступным для понимания и использования в познании рядом исследователей. Метод науки можно считать простым, если он сам по себе или без существенных изменений и дополнений достаточен для познания сущности предмета»1.
Эвристичность научного метода — это его способность приносить новый (оригинальный) результат, возможность экстраполяции уже известного, полученного знания на новые области либо данной науки, либо какой-либо другой области знания.
Все эти качества (строгость, однозначность, эффективность, простота, эвристичность) должны быть присущи и научным методам экономического исследования: последние составляют фундаментальную особенность экономической науки в отличие от экономических знаний, основанных на житейском опыте и здравом смысле2.
Поговорим теперь о ненаучных методах экономического исследования.
Ненаучные методы экономического исследования — это методы, основанные на ограниченно рациональном (или полностью иррациональном), несистемном, недоказательном (или вообще бездоказательном) подходе к экономической действительности. Главными признаками «ненаучности» здесь выступают несистематизирован-ность, хаотичность, апелляция к авторитету, к вере или мифу2.